Столетие (Великобритания, 1993) Сценарист и режиссёр С. Полякофф

Длительность 112 минут
По жанру фильм ближе всего к психологической драме, действие которой происходит на рубеже 20-го века. Фильм открывается празднованием нового 1900 года в провинциальном еврейском доме на юге Шотландии. Его владелец Райзнер (Роберт Стивенс) произносит пылкий панегирик прославляющий последние технические открытия и рисующие картину райской жизни человечества в недалёком будущем. К нему присоединяется сын молодой, талантливый врач Пол (Клайв Оуэн), приглашенный работать в только что открытом исследовательском институте. Новое научное учреждение финансируется средствами, завещанными на этот проект богатым спонсором. Возглавить его должен виднейший специалист в области евгеники (учение об улучшении человека с помощью селекции) профессор Мэндри. Новичок-еврей достаточно быстро вписался в коллектив, зарекомендовав себя хорошим профессионалом. У него появился первый приятель Феликс (Нил Стьюк). Завязался серьёзный роман с лаборанткой — англичанкой Кларой (Миранда Ричардсон), женщиной с драматичной судьбой. Она родила сына вне брака, но отец ребёнка отказался от него. Клара лишилась социального статуса, осталась без денег, мальчик умер от инфлюэнцы и скромное место в институте оказалось для неё спасением. Появились перспективы в личной карьере Пола; способный сотрудник стал любимым учеником директора института Мэндри.

Вместе они обходили трущобные районы, выясняя условия жизни обитателей «дна». Однако вскоре у них возник конфликт, когда Пол узнал, как учитель «спрятал под сукно» многообещающее открытие его друга Феликса, предвещающее изобретение инсулина. В результате скандала Райзнера-младшего уволили с работы, запретив ему появляться в учреждении. Он остался почти в одиночестве, ибо коллеги отвернулись от него, возможно по националистическим причинам. Но вскоре молодой врач узнал ещё более потрясающую истину. Оказывается Мэндри проводил бесчеловечные эксперименты, «для улучшения породы людей». С этой целью он отбирал девушек и женщин из социальных низов и стерилизовал без их ведома. Пол и Клара решили сделать все возможное дабы остановить преступника. После открытой рождественской лекции, где Мэндри доказывал, что все рождённые в бедняцких кварталах дети — дегенераты, Райзнер-младший обратился к вдове спонсора. После его эмоционального сообщения, дама, хотя и не сразу согласилась прекратить финансирование института. Любопытно, что еврей показан способным вести борьбу за истину почти в одиночку, орираясь лишь на помощь любящей Клары. Финальная сцена фильма совершенно неожиданна и делает честь хорошему детективу.Фильм имел умеренный успех, его сторонниками стали главным образом любители хорошего кино. Пример тому — фрагмент из отклика с сайта imdb. “Клайв Оуэн играет восходящего молодого еврейского врача, так, что я считаю эту роль его лучшей работой на сегодняшний день. (…) На экране рубеж 19-го и 20-го веков, когда достижения науки поражали население. Казалось, что начинается захватывающее время, когда можно жить и быть свидетелем изменений, которые, улучшат состояние общества. Мало кто осознавал существование в науке негативных элементов, когда стирается нравственная ответственность изобретателя перед человечеством за использование его открытия. Оуэн узнал о действиях своего наставника которые он считал по-настоящему аморальными. Как врач верный клятве Гиппократа, и он почувствовал себя обязанным раскрыть обществу глаза на преступления своего коллеги. В фильме много говорится о роли науки и технологий в борьбе за будущее человечества, а также о том, какое содержание вложить в понятие человечество. И сегодня все еще есть миллионы людей, которые будут смотреть на иммигрантов или людей других рас или классов как на низших существ (или в некоторых случаях вообще как на нелюдей!). Этот фильм показывает нам, что и через 100 лет после его эпохи, несмотря на преимущества технологий, мы как массы во многом остаёмся по-прежнему невежественными. Это происходит потому, что человеческий элемент часто отбрасывался в сторону. Однако этот фильм не нравоучение, а размышление. Его актерские работы превосходны, а режиссура и операторская работа соответствуют качествам любого из лучших исторических фильмов, снятых за последнее десятилетие. Это вдумчивая, умная и мастерская работа». К сожалению кинокартина прошла мимо российского зрителя. До сих пор нет её перевода. С ней можно ознакомиться только в оригинале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.