Саломея (США, 1953) Режиссёр У. Дитерле

Длительность 98 минут

Малозначительный персонаж из еврейской истории, царевна Шуламит – Саломея (15 – 62 гг) стал известен благодаря евангельскому сюжету и более поздней пьесе Оскара Уайльда (1891), о которой подробно рассказано в следующей аннотации. Исторически она была дочерью Иродиады, падчерицей Ирода Антипы и женой своего дяди – Ирода Филиппа 2-го. В эпоху её последующего замужества за Аристобулом Колхидским были отчеканены монеты с надписью об этой женщине и они дошли до нас. Самую неприятную историю о Саломее, принесшую ей нехорошую славу, рассказали Марк и Матфей. Речь идёт об участии девицы в расправе над Иоанном Крестителем, – еврейским проповедником в реальности которого ныне почти не сомневаются. Его взгляды оказались близки к воззрениям ессеев ибо в выступлениях пророка содержались призывы к социальной справедливости и обличения безнравственности двора тетрарха Галилеи Ирода Антиппы. Мало того, что сей правитель, родился и вырос язычником, он еще отнял у своего брата Ирода Филиппа власть и супругу, а женившись на ней, грубо нарушил еврейский закон. За этот грех досталось от Иоанна и женщинам, неудивительно, что Иродиада и Саломея (мать и дочь) ненавидели пророка.

В популярном сюжете новозаветной литературы евангелист Матфей, рассказывает об аресте Иоанна и его заточении. Далее следует знаменитая история о том, как царевна (не названная, кстати, по имени) «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу, и она, по наущению матери, ненавидевшей Иоанна за обличение её брака, попросила голову проповедника. Как повествует евангелист Марк «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну отправили оруженосца, который отсёк ему голову, после чего принес страшный сувенир на блюде, передал Саломее, а та «отдала её матери своей». Как видим, никакой страсти – одна месть руководила женщиной в этот момент.

Здесь конец древним свидетельствам. Далее начинаются сочинения голливудских сценаристов, обратившихся к образу Саломеи под влиянием одноимённой трагедии английского драматурга Оскара Уайлда (1891). Звезды немого кино Теда Бара (1918) и Алла Назимова (1923) создали на экране образ женщины-вамп одержимой греховной страстью. Такое толкование господствовало до начала 1950-х, когда за дело взялся основательный, многоопытный постановщик Уильям Дитерле (1893 – 1972). За океаном понимали – декаданс давно миновал и нужно завлечь зрителя какими-то новыми решениями. На что опирался создатель новой версии известной многим истории?

Создатели фильма обратили внимание на отсутствие в рассказе Матфея имени танцующей женщины. Из этой недосказанности они извлекли возможность изобразить едва различимую во тьме времён царевну не исчадием ада, а заблудшей душой, превратившейся в конце-концов в верную овечку христова стада. Для этого был разработан далёкий от реальности, но эффектный, сценарий. По нему Саломея (Рита Хейворд), оказывается, воспитывалась в Риме, но, после того как покорила сердце племянника императора, Тиберий, не желавший видеть родственницей дочь варварского племени распорядился выслать девушку на родину. В Галилею она плыла на одном корабле с новым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и его помощником Клавдием (Стюарт Грейнджер), совершенно пленённым красивой еврейкой. Дальнейшие события развёртываются уже в Иудее и Иерусалиме. Узнав о загадочном и популярном Иоанне, Саломея переоделась в простую одежду и посетила одну из проповедей Крестителя. Отважная девушка вступила в дискуссии с пророком, защищая свою мать. Более того, она попыталась убедить своего нового поклонника Клавдия арестовать пророка, но, как выясняется в ходе действия, Клавдий являлся сторонником Крестителя. В темницу последнего посадил Ирод Антипа, а римлянин как раз просил его освободить. Кстати, тетрарх предложил пророку мир и свободу в обмен на прекращение нападок на власть, но Иоанн гордо отказался.Тем временем, отправившись в Иерусалим, Клавдий сподобился увидеть Иешуа га-Ноцри в момент свершения одного из чудес и уверовал в него. После возвращения в Галилею он посетил (вместе с Саломеей!) камеру Иоанна и сообщил ему о новом проповеднике. Убеждённость Крестителя в своей миссии породила  в языческой душе царевны сомнения в собственной правоте, что и требовалось для финальных сцен. Далее идёт эпизод с танцем семи покрывал (или вуалей).  Любопытно, что по фильму голову Крестителя,  во время знаменитого танца потребовала именно Иродиада. Её дочь же, поглощённая своим выступлением, не предполагала такого поворота событий и пришла в ужас от содеянного. Потрясённая она покинула мать и в финале зрители увидели Саломею с Клавдием уже среди последователей Иисуса, внимающих Нагорной проповеди. Результат: псевдоисторический фильм, показывающий как даже не самые важные факты истории Иудеи трансформируются под воздействием христианства в религиозную агитку. В своё время фильм пользовался большим кассовым успехом. Может вызвать интерес у зрителей, интересующихся преломлением еврейской темы в мировом кино.

Саломея (США, 1953) Режиссёр У. Дитерле: 3 комментария

  1. Очень старомодно. Но чувствуется класс в режиссуре. Дитерле всё-таки был мастер для своего времени.

  2. Уильям Дитерле был хорошим режиссёром для своего времени. Сейчас его фильм, конечно, устарел

Ответить на fampiob Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>