Примечание (Израиль, 2011) Режиссёр Й. Седар

Длительность 106 минут

Подзаголовок этой очень содержательной психологической драмы гласит «Самый длинный день в жизни профессора Школьника». Но которого? Ведь есть, Уриель Школьник (Лиор Ашкенази), глава института изучения иудаизма при Еврейском университете в Иерусалиме, сотрудник и почётный член многочисленных организаций не только в Израиле, обладатель различных премий. Кстати, действие начинается в момент, когда его принимают в Израильскую академию наук. В своей речи он вспомнил как в годы детства, когда мальчиком заполняя анкету о родителях, не знал, как назвать профессию папы профессора Элиезера, то есть второго Школьника (Шломо Бар Аба) и тот сказал ему «напиши учитель». В то время Уриель стеснялся такой записи и только много лет спустя понял какой огромный всеобъемлющий смысл включает в себя слово учитель. Теперь и он, отвечая на подобный вопрос своих детей, может повторить им с огромной гордостью слова отца. Казалось всё ясно, однако посему так насторожен и напряжён Элиезер? Неужели он обижен тем, что на его руке нет синего браслета, которым отмечены все присутствующие академики? И не случайно прозвучал вопрос внучки: «Почему дедушка не стал членом Академии наук?»

И вот тут-то и проявляются примечания – детали, которые необходимо знать об Элиезере Школьнике. Он также достаточно известен, ибо является автором концепции о существовании иной, не дошедшей до наших дней, версии Иерусалимского Талмуда. Учёный переработал массу старинных рукописей и затратил на обоснование своей версии тридцать лет. И вдруг, за месяц до публикации первого тома его капитального исследования, другой учёный, вечный оппонент и недруг  Давид Гроссман (Миха Левензон) нашёл оригинал той самой версии Талмуда существование которой так долго доказывал Элиезер. Труд Школьника-старшего сразу же потерял свой смысл, полжизни было затрачено впустую. Более того, 16 лет подряд его выдвигали соискателем на получение Государственной премии Израиля и каждый раз её получал кто-нибудь другой – отсюда зависть к более удачливым коллегам и неоднократные заявления о потере престижа данной награды. Своим высшим достижением старик считает примечание в исследовании великого учёного Ионы Нафтали Файнштейна, сославшегося в каком-то важном месте именно на него, Элиезера Школьника и ни на кого другого. Он нетерпим даже к ближним, ведь сын рассказал жене, что папа силой заставил его написать в злосчастной анкете слово учитель. (После этого у ребёнка неделю были синяки на правой руке).  По своему не менее колоритен и сын. Авторы сценария сочли нужным сообщить, что в канун праздника Шавуот он обязательно читает по шесть лекций в различных городах Израиля. Может казаться спорным и его принцип: «Новые идеи неверны, а верны не новые  наблюдения», однако это не помешало ему стать автором многих монографий и статей, добиться популярности. Да, честолюбив, по оценке молодых коллег «он ждёт от всех постоянного тихого обожания», но «день, с которого началось его исследование Талмуда, “самый счастливый в жизни профессора (Уриеля) Школьника». Впрочем его жена говорит: «Твой отец убеждён в своей правоте и готов рисковать, а ты боишься конфликтовать, даже со мной».Новый виток в их отношениях начинается в день, когда приходит весть, что Элиезер Школьник с 17-й попытки получает Государственную премию Израиля. Следуют поздравления и добрые слова, но интрига заключается в другом. По непонятной причине в сообщение вкралась ошибка и премия должна была достаться не отцу а сыну! Именно его единогласно представил к награде ареопаг учёных и чиновников Министерства Образования. Теперь эти же люди пригласили Уриеля и в закрытой комнате и в тесном кругу пытаются найти выход из создавшегося положения. Сын предложил оставить решение без изменения, но вечный оппонент отца председатель жюри профессор Гроссман настаивал на исправлении ошибки. В противном случае он угрожал подать в отставку и обнародовать её причины. Дискуссия вышла далеко за рамки чисто научных проблем, перейдя на обсуждение вопросов этики. После мучительных переговоров Гроссман и Уриель нашли компромисс Школьник-старший получал награду при соблюдении двух условий. Первое – сын должен написать решение жюри с формулировкой заслуг, достойных присуждения Национальной премии. Второе: Уриель до конца дней своих никогда и ни при каких обстоятельствах не должен претендовать да данную награду  И в то время, как сын мучается, пытаясь представить творчество отца в наиболее выигрышном свете, тот в своём первом интервью (уже в качестве лауреата) возвышает именно свой буквалистский, нетворческий подход, сводя на нет всю научную деятельность Уриеля. На вопрос дотошной журналистки: «сказываются ли эти разногласия на отношениях внутри вашей семьи», Элиезер фактически не отвечает. Итак, сын выполнил свой долг и отправил представление на отца, но каково же было его чувство, когда на следующее утро прочел о себе следующее заявление Элиезера: «его исследования не имеют отношения к научной истине». В состоянии тяжелого переживания Уриель открыл матери секрет присуждения премии, переложив, тем самым часть своей нравственной ноши на её плечи.Дальнейший ход сюжета прочитывается достаточно просто. Та открывает тайну мужу, и Элиезер, вслед за сыном должен сделать свой выбор. Фильм заканчивается в момент, когда после выразительно воссозданного на экране внутреннего противоборства с самим собой, он должен выйти на сцену для получения награды. Такой открытый финал побуждает зрителя снова и снова возвращаться и продумывать детали этой психологически очень жизненной истории. На мой взгляд, глубоко человечный фильм с великолепной режиссурой и безупречно подобранным актёрским ансамблем. Привожу справедливое высказывание одного из рецензентов: «Профессиональная игра актеров, мастерская работа монтажеров, ювелирная и заслуженно отмеченная работа сценариста и режиссера (подчёркнуто в рецензии), необычайно интересная и актуальная, познавательная идея в центре сюжета … это лишь малая доля тех качеств фильма, но и они обязаны заставить Вас его посмотреть». Приз за лучший сценарий Каннского фестиваля 2011 года. Для любителей хорошего израильского кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>