Династия Шварц (Израиль, 2005) Сценарий и режиссура А. Асфари, Ш. Асфари

Длительность 100 минут

Очень симпатичный фильм, поднимающий целый ряд проблем современного Израиля. Центр сюжета – семья бывшего председателя совета поселения Бней Авраам Икутиэля Шварца, покончившего с собой год назад, после несправедливых обвинений в свой адрес. С тех пор его вдова Мириам (Мириам Зогар) безнадёжно пытается восстановить его доброе имя.  Она ведёт борьбу в одиночку, ибо на сына Авраама положиться нельзя. Тот стал не то что политиком – политиканом, любящим манипулировать людьми и готовым принести в жертву сиюминутному успеху любые ценности. Речь его пропитана пропагандистскими штампами. Внук Авишай Шварц (Иехуда Леви), живущий к бабушке – симпатичный молодой человек – кантор, готовящий детей к бар-мицве. У него хватило энергии и самолюбия сбежать от фонтанирующего популизмом папаши, но, по мнению Мириам, он ещё не дорос до участия в серьёзных делах. А юноша уже стал взрослым для первого серьёзного чувства. Его избранницей стала Аня, дочь еврея и русской матери, прибывшая в Израиль, чтобы выполнить последнюю просьбу своего отца – захоронить его в Святой земле.

И здесь проблема №1; в Израиле вопросы брака и погребения полностью отданы в ведение религиозных инстанций. Поэтому никто не похоронит человека на еврейском кладбище, если нет веских доказательств его еврейского происхождения.

Натолкнувшись на запрет, Аня (Аня Букштейн) застряла в Земле Обетованной, поселилась у дяди Александра Александрова (Владимир Фридман), быстро освоила иврит. Александров  мог бы своим свидетельством помочь племяннице в решении её проблемы, но, как врач по образованию и атеист по мировоззрению не верит во все эти религиозные штучки и не желает кланяться раввинам.  Вдобавок у него свои трудности в отношениях с иудаизмом. Женившись на коренной израильтянке Циане, Александр стал совладельцем её магазина и повысил доход, продавая трефное мясо и некошерные товары (проблема №2). Такого соплеменника религиозные евреи слушать его не будут. Да и к его подозрительному заведению относятся враждебно: то стекло в витрине разобьют, то ещё что-нибудь, а в конце-концов просто поджигают. Племянницу дядя приютил, несмотря на неприязнь жены, враждебно относящейся к эффектной и рискованно одевающейся красавице. Та живёт на птичьих правах и ,чтобы заработать на жизнь, не только подрабатывает в магазине, но и обнажённой позирует художникам или играет в карты. Проигравший должен не только платить, но и раздеваться. Для достижения своей цели Аня пытается шантажировать раввина, судью в религиозном совете, установив, что тот имеет связь с нерелигиозной женщиной Ронит (проблема №3). В Израиле для человека его взглядов и положения это просто недопустимо.Неожиданно для Ани, помощь ей приходит со стороны именно Мирьям, у которой, помимо доброты есть свои интересы в деле о захоронении. Её покончивший с собой муж по канонам иудаизма совершил большой грех и похоронен вне пределов кладбища. Старая женщина хочет найти последнее успокоение рядом с Икутиэлем, но (проблема №4) не может получить участок земли возле его могилы. Согласно иудаизму такая ситуация невозможна, так как только самоубийц хоронят за оградой кладбища. У старой и молодой женщин родственная беда и здесь причина почему красивая девушка появилась в доме Шварцев. Авишай от души сочувствует и бабушке и Ане. К последней его тянет. Влюблённый юноша пытается на свой лад оградить репутацию Ани от нападок, скупая эскизы на которых она изображена обнажённой.

Фильм не дает однозначных ответов на обозначенные в нём проблемы. Мириам не остаётся ничего другого, как совершить самоубийство, ибо иного пути воссоединиться с любимым мужем традиция ей не оставила. Аня с разрешения Мириам тайком захоронила урну с прахом отца в могиле Икутиэля Шварца – два изгоя соединились в Святой земле. Доктору Александрову повезло. По счастливой случайности он вернулся к любимой работе. Из уст Авраама, вместо написанной речи может быть впервые в жизни исходят слова идущие от сердца. Их основная мысль, что евреи разных национальностей съехавшиеся в Израиль должны искать объединяющие их идеи, поступки… В финале Авишай женат и его «половинку» зовут Аней, а дочь он назвал Мириам. Для любителей хорошего израильского кино

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>