Имена людей (Франция, 2010) Режиссёр М. Лёклер

Длительность 100 минут

Имена1Лента имеет посвящение «нашим родителям» и представляет собой логичное, но крайне дискуссионное высказывание о современности и ближайшем будущем европейской цивилизации. Проблема раскрывается с модных на Западе супертолерантных позиций. Чтобы понять причём же здесь еврейская тема и где смысл названия фильма, начнём с генеалогии и занятий главных персонажей. Главный персонаж – мужчина средних лет, Артюр Мартен (Жак Гамблен), специалист по эпидемиям у животных. Сын француза и еврейки, дочери переехавших в Париж греческих иудеев. В годы Холокоста её спасли от нацистов учителя-пацифисты и в их детском доме она превратилась из Анетт Коэн в Аннабель Колен. Став взрослой с облегчением вышла замуж за Люсьена Мартена, в будущем работника АЭС. «Так как родители исповедовали разные религии, они решили не иметь религии вообще». Пережитые испытания настолько потрясли женщину, что она почти до смерти скрывала истинную национальность, ибо боялась преследований нацистов или иных воинствующих антисемитов.

Сыну этой пары Артюру было суждено влюбиться в эксцентричную красавицу Баю Бенмахмуд (Сара Форестье) – дочь араба и француженки. Её отец – дитя печально знаменитой алжирской войны, ставший талантливым художником, с трудомИмена2перебрался со своей родины в бывшую метрополию. На новом месте Мохаммед влачил жалкое существование: шесть лет жил без документов и «дрожал при каждой встрече с копами», пока на него обратила внимание Сесиль Деливе. Уроженка очень состоятельной семьи, подавшаяся в хиппи, она «ненавидела хорошую жратву, пошлые анекдоты, общество потребления», а также многое другое. Неудивительно почему такая девушка отдала сердце «иммигранту, жертве войны, нелегалу и бедняку». Как говорит Бая «мать была рада сменить фамилию на алжирскую, а отец рад жениться на француженке-антиколониалистке». Так, жизнь столкнула две совершенно противоположные личности: замкнутого методичного учёного и безбашенную участницу разных общественных движений, способную забыть о необходимости одеться и пройтись по парижским улицам в костюме Евы.  Имена8

Жизнь Артюра с младенчества была упорядочена, каждый его шаг проверялся и перепроверялся родителями. Аннабель и Люсьен жили в глуши, в их доме никогда не было гостей. Они украшали свой быт не общением с людьми, а приобретением технических новинок. Маскировали переживания и воспоминания пустыми разговорами,  по словам сына: «мне потребовались годы, чтобы найти темы ни о чём». По взглядам проявляли себя как законченные пуритане, не допускающие даже вида обнажённой женщины, где бы то ни было, хотя бы на рекламном плакате. Слова: газовая камера, депортация, евреи для них стали табу, но их все труднее становилось избегать, ибо они постоянно звучали с телеэкрана. Подросток также не хотел касаться запретной темы. Но, так как он не нравился девочкам, то пытался найти путь к их сердцам сообщая им о смерти деда и бабки в фашистских концлагерях.

Имена04Путь был избран неудачно, ибо внутренний голос сообщил зрителю о неизменных провалах главного персонажа в общении с женщинами, которых он, недолюбленный в детстве ребёнок так и не сумел расположить к себе… Рамки в которые с детства заключили Артюра определи его судьбу на много лет. Скорее всего и специальность он выбрал потому, как беречь животных оказалось гораздо легче, чем сопереживать людям. Самосознание Мартена младшего вполне определяется словами: «Я не еврей и я не верю в Бога. Я никогда не был в синагоге, мне плевать на Израиль». Эта декларация персонажа, как мы увидим, для авторов ленты далеко не случайна.Имена03

Бая – полная противоположность. Её взросление происходило в окружении различного рода маргиналов. Отец много работал, не гнушаясь никакого труда, чтобы обеспечить жену и троих детей. Живопись осталась хобби, в свободное от работы время. Героиня внешне выглядела совершенной француженкой и никто не мог даже заподозрить в ней «грязную арабку». Однако уже в детстве девочка стала жертвой учителя-педофила и это нанесло ей тяжёлую душевную травму. В семье случившуюся драму отнесли к числу запретных тем, однако скрывать её становилось всё сложнее (замалчивание тяжёлых страниц прошлого – намеренно подчёркнутая общая черта детства главных персонажей). Такое положение не помешало героине уже в старших классах школы демонстративно начать суперактивную половую жизнь, дабы мальчики не заподозрили о её проблемах с сексом. Позже, узнав, что «среди проституток много тех, кто был развращён в детстве» она стала, по собственному определению, политической шлюхой. Имена9 Накопленный богатый эротический опыт героиня использовала для перевоспитания правых. Она своеобразно исповедовала старый девиз хиппи «Занимайтесь любовью, а не войной». И, так как по её мнению:  «Франция – страна фашистов… Белые фашисты, чёрные фашисты, евреи-фашисты и даже арабы фашисты», то работы у неё хватало. Ведь по её объяснению «основная проблема фашистов – секс», поэтому, если с ними переспать, они откажутся от своих античеловечных взглядов, особенно, если перед оргазмом «впечатать в их сознание» ключевые фразы по типу: «Не все арабы – воры» или: «не все евреи богатые» и т д. Конечно, «скорость переубеждения зависит от степени глупости парня. Для мужика из Национального фронта требуется не менее 10 дней, тогда как правоцентрист сдаётся за полдня». В доказательство эффективности “лечения” Мартен ознакомился с фотоальбомом запечатлевшим тех, кто после сеансов «сексотерапии» навсегда изменил взгляды и образ жизни.Имена3

Артюр пленён новой знакомой и ей он, вроде бы понравился, так как она быстро соблазняет его. Но, этот человек строгих правил ошарашен сферой деятельности молодой женщины, хотя (любовь зла?) готов простить ей даже занятие, пусть и идейное древнейшей профессией. Однако, она тут же выскочила замуж (в третий раз!) за выходца из Африки. Впрочем брак фиктивный, нужен был для получения “супругом” французского гражданства. Мать главной героини, со всем пылом левой активистки, предложила на свадьбе дочери подобный же союз и Мартену.  Ему в пару предназначили ещё одну симпатичную молодую арабку Радиджу, с которой предстояло изображать семейную жизнь в течение года. Правда у неё двое детей, но для организаторов авантюры это не существенно. Похоже, им с подачи создателей ленты важно изжить комплекс вины, порождённый колониальным прошлым их родины, а для этого нужно пополнить бывшими жертвами Францию, ибо «только иностранцы действительно достойны быть французами». (Искренне надеемся, что участники съёмочной груммы так не думают, хотя, если вспомнить темпы исламизации «Пятой республики», есть над чем подумать). Имена5Отсюда мы начинаем приближаться к смысловому зерну ленты. Одна его сторона проявляется в эпизоде, где на некоем теледиспуте обсуждается вопрос о ношении во французских школах хиджаба (принятого на Востоке женского головного платка). Если участник дискуссии постарше, глава ассоциации светских мусульман, случайно или нет, не в состоянии изложить суть своей позиции, его молодой соплеменник вещает ему открытым текстом «в течение 30 лет вы и ваши друзья пытаетесь ассимилировать (нас) и все 30 лет провал. Вы можете говорить что угодно, но наши дети никогда не будут приняты такими как есть». Мораль: вы должны разрешить нам носить хиджаб и быть мусульманами. Бая стремительно осознаёт: суть его позиции не в борьбе за равноправие мусульман, а в навязывании старушке Европе чуждых ей исламских ценностей. Такое кредо не отвечает воззрением главной героини: «Во Франции 3 миллиона арабов, это не значит 3 миллиона мусульман». Но, много ли её соплеменников на вопрос: «Ты мусульманин», способны ответить решительным «Нет»? Полагаю, ничтожный процент. Впрочем,Имена7 для эксцентричной Баи этот молодчик с глазами фанатика не более чем объект сексуального перевоспитания, которое прошло с известными трудностями, ибо “апостол ислама” чуть не превратил свою «учительницу» в покорную восточную одалиску. После такого «гераклова» подвига она решила «завязать» со своей рискованной профессией, не забыв написать об этом эротико-политический учебник «В постели с фашистами». В нём Бая раскрыла “методику” собственной “педагогики”. «Я надеюсь, – скромно сообщила автор на телепередаче, – другие примут эстафету и так мы изменим мир».

Но в сюжете есть и другая сторона, непосредственно связанная с интересующей нас темой. Узнав тайну семьи Мартенов Бая говорит: «Ты – еврей, я – арабка; в наших семьях полно смертей из-за французских шпиков… Мы оба олицетворяем Францию, понимаешь? Наши семьи – часть истории, которая занимается любовью Мне хочется плакать от этого». За провозглашённым ею “олицетворением” явно стоит бунт бывших жертв с оттенком мести принявшей их культуре. В ряде случаев непосредственность молодой женщины подсказывает ей человечные решения. Так, в отличие от растерявшихся Мартенов  она попыталась поддержать Аннабель, у которой украли документы. Для ихИмена05 восстановления понадобилось свидетельство о рождении, а старая женщина страшно испугалась, что выплывет тайна её национальности. В этой ситуации Бая чуть ли не силком потащила возлюбленного во французский мемориал Холокоста на поиски его погибших предков, имена которых уже почти стёрлись из памяти. Артюр противится: «Мне кажется, что у меня на лбу написано я еврей и это выводит меня из себя». Трудно сказать, насколько его взгляды изменились явившимися в его сознании еврейскими дедом и бабушкой, сказавшими: «Нехорошо забывать нас вот так … если ты забыл о нас значит они победили», но совершенно очевиден центральный смысловой момент фильма, когда главные герои обмениваются следующими репликами: Артюр: «Мы – полукровки, люди, не знающие толком кто мы и откуда”. Бая : «Хорошо, мы полукровки,, но нас, полукровок, миллионы. Нужно спать друг с другом, чтобы нас стало ещё больше… В тот день, когда останутся только полукровки на земле воцарится мир». До чего простой и истинно французский рецепт для решения сложнейших проблем! А далее мораль, ради которой, с нашей точки зрения, фильм и затевался: «ПОЛУКРОВКИ – БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». (Кстати, Артюр нашёл и биологическое обоснование прогрессивности межнациональных браков)  Сына своего Артюр и Бая назвали Чонг Мартен Бенмахмуд. И на вопрос: «А какие у него корни» ответствовали: «А нам плевать на корни». Вот это растворение уникальных культур в некоем усреднённом состоянии и выглядит крайне проблематично. Те, кто жил в СССР помнят каким крахом и оживлением крайнего национализма закончилось попытка создать на одной шестой части мира “новую историческую общность людей – советский народ” и единую для всех духовную среду. Похоже, Франции предстоит пройти через такой же этап.

Итог: перед нами талантливая вариация на темы современных межнациональных отношений с характерным для французского кинематографа припевом – «давайте жить дружно». Вот только все ли согласятся с подобными заявлениями, особенно, если для будущего мира нужно забыть гигантский накопленный разными народами потенциал? Ведь, хоть авторы фильма сняли “всего лишь” комедию, но они заставили задуматься о судьбе родной им (надеюсь!) тысячелетней культуры своей страны, которую развил и внёс в Европейскую цивилизацию именно французский этнос. Есть ли у неё перспективы? Или её уже выкидывают за борт «корабля современности», потому как иммигрантам из бывших колоний и стран Востока она чужда и их вполне устраивают навязываемые  западному обществу исламские традиции? И существуют ли в древней Галлии силы способные отстоять своё национальное наследие?

Фильм сделан талантливо, с чисто французским изяществом и справедливо удостоен нескольких призов, в том числе двух Имена02«Сезаров». По форме он удачно сочетает непринуждённую интонацию, крепко сделанный, психологический достоверный сюжет и приёмы авторского кино. При этом камерная история мужчины и женщины хорошо увязана с событиями происходящими в современной Франции. Действие плавно переходит из времени детства и юности персонажей в период их зрелости. Более того, они приходят друг к другу из разных возрастов, дают друг другу советы или комментируют действия близких, иные происходящие на экране эпизоды. Ровный, сильный ансамбль исполнителей в котором особенно хороша, Сара Форестье – неподражаемая Бая Бенмахмуд. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кинематографе и любителей проблемных кинокартин.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>