Звёзды (Болгария-ГДР, 1958) Режиссёр К. Вольф

Длительность 88 минут

Звёзды1Этот старый фильм по-моему единственный, где рассказано о печальной судьбе 11.300 евреев из греческой Македонии, погибших во время Холокоста. Но значимость ленты в другом. Перед нами одна из первых (если не первая) попыток показать на экране солдата гитлеровской армии, осознавшего свою причастность к преступлениям режима и нашедшего в себе силы выступить против него. В 1958-м, когда ещё свежа была память о зверствах Третьего рейха такой персонаж, да еще сочувствующий евреям, вызывал у многих откровенное неприятие. Именно поэтому «Звёзды» не приобрели для проката почти во всех социалистических странах и одно время даже запретили в Израиле. В Болгарии сценариста обвинили в “абстрактном гуманизме”. Тем не менее, фильм был куплен и показан в 72 странах. О чем же поведал нам дуэт двух евреев: сценариста, Ангела Вагенштайна (р 1922) и режиссёра – сына антифашиста Конрада Вольфа (1925 – 1982).

Зритель увидел глухой болгарский городок начала 1943 года, где разместился небольшой немецкий отряд.  Туда пригоняют несколько тысяч иудеев из Македонии и местные власти, в сотрудничестве с оккупантами, устраивают для них пересыльный лагерь, окружив проволокой несколько зданий, среди которых оказалась и местная школа. Именно здесь суждено встретиться молодой еврейке Рут (Саша Крушарска) и, немцу, «плохому солдату», унтер-офицеру имя которого забыто, но в сценарии он назван Вальтером (Юрген Фрорип). Она в прошлом учительница, он – бывший художник Уже внешне главный персонаж, чьи три брата погибли на Восточном фронте, отличается от своих коллег, тупых солдафонов своей интеллигентностью, духовностью. Звёзды2Их взаимопонимание развивается на фоне репрессий против заключённых лагеря, а высокая порядочность проявляется когда Рут предлагают Вальтеру в качестве секс-рабыни. Унтер-офицер понимает, что только продолжая эту игру, он спасёт девушку от посягательств со стороны своих разнузданных однополчан. Более того, в общении с ней у него пробуждается человеческое достоинство, симпатия и, наконец, желание помочь своей новой знакомой. Вальтер предлагает ей бежать; Рут отказывается, не желая оставлять в беде свою семью. К тому же сослуживец главного персонажа обманул его, назвав более поздний срок отправки эшелона – из лучших побуждений, разумеется. Евреев отправили раньше… Все надежды на какой-либо благополучный исход событий были разрушены Несостоявшаяся любовь умерла, но из уст Рут прозвучало многозначительное признание: «И всё же я рада, что мне встретился это странный, непонятный, добрый человек».Звёзды3 Идея подвигнувшая к постановке Конрада Вольфа понятна: ему хотелось показать представителя “другой Германии”. Название ленты раскрывают слова главной героини: «Куда бежать в незнакомой стране? К звёздам? Покой сейчас можно найти только там». Она же говорит: «У каждого человека своя звезда. Когда она падает – человек гибнет». Девушка сгинула в лагере смерти, но обаянием личности спасла душу Вальтера. Он начал помогать партизанам и, видимо, стал одной из безвестных жертв Второй Мировой… Можно представить себе главных персонажей звёздами, разгоняющими сплошную тьму бесчеловечности и тогда откроется ещё один смысл названия фильма.

  Вся история закономерно показана в стиле кинематографа 1950-х. Актёрские работы малоинтересны, в сценарии просматривается, присущая социалистическому кино, политизация. Но кинематографически, операторски это, на мой взгляд, сделано местами  интересно и до сих пор создаёт грустно-лирическое настроение. Добавляет печали трагическая еврейская песня эпохи войны, звучащая с экрана в конце действия.  Недаром «Звёзды» были удостоены одного из призов Каннского фестиваля. Звёзды4В СССР “Звёзды” показал во ВГИКе (где он ранее учился) сам режиссёр. Очевидец того просмотра известный киновед Наум Ихильевич Клейман вспоминал об этом сеансе так: «Я помню, как их смотрели. Был полный зал. (…) Вольф действительно привнес определенную душевность в немецкое кино и все больше отвоевывал место для души, которая, конечно же, есть в немецкой литературе и в немецкой музыке. (…) От нас же у Конрада Вольфа особая лирическая интонация, которая, может быть, была присуща советскому кино 1930-х годов…» (цит по статье: И. Мак «Первое свидетельство», журнал «Лехаим», № 256, август 2013 ). Для зрителей интересующихся отражением темы Холокоста в мировом кино.

Штрих к личности А. Вагенштайна: “Я все время говорю, что это (мои книги) не еврейские книги, это могли быть судьбы негров или цыган. Я однажды выступал по болгарскому телевидению и назвал цыган братьями. Мне столько писем пришло! Их же все ненавидят. А я очень люблю всех людей, я не выношу ненависти к другим народам”. (взято из сайта http://booknik.ru/context/all/anjel-vagenshtayin)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>