Ида (Польша-Дания, 2014) Режиссёр П. Павликовский

Длительность 82 минуты
Ида1Камерная, аскетически снятая чёрно-белая драма, действие которой развёртывается в начале 1960-х. Сюжет прост. Молодая девушка Ханна (Агата Тшебуховска) выросшая в католическом монастыре, решает принять постриг. Однако перед этим мать настоятельница предлагает ей повидаться с единственной родственницей – теткой, живущей в Лодзи. Так юная героиня встретилась с 48 летней Вандой Груз (Агата Кулеша), которая, как ей сказали, несмотря на многочисленные предложения, не пожелала забрать девочку из приюта. Недружелюбная тетка почти сразу огорошила гостью, сообщив ей о том, что она вовсе не полька, а еврейка. Зовут её Ида, она единственный ребёнок Макса Лебенштейна и Рози Герц, а родилась девочка в маленьком местечке под Ломжей. Первая встреча родственниц оказалась короткой, достаточно холодной и Ханна-Ида так бы и уехала назад с непонятным чувством, но Ванда нашла её на автостанции и вернула к себе — пробуждение совести в сочетании с вырвавшимися воспоминаниями. И вот уже они вместе смотрят фото многолетней давности, а затем у девушки возникает идея проехать на малую родину поклониться могилам родителей. У Ванды есть машина и две женщины – зрелая и молодая отправляются в странствие к истокам которому суждено перевернуть их жизнь.

Они часто молчат, потому как много думают; многочисленные паузы и крупные планы в действии органичны, не выглядят натяжкой и напоминают работы великих мастеров, в частности Бергмана.Ида3В содержании ленты можно выделить два основных смысловых слоя. Первый — пацифистский — обе героини жертвы войны, поломавшей их судьбы. Но результат их скитаний различен. Ида попала в монастырь и выросла как ревностная католичка, будущее которой определено служением Христу. Она не знает искушений светской жизни, ибо душой направлена к вечным ценностям. С Вандой сложнее. Она оставила Рози сына Тадека и устремилась воевать за малопонятные ей идеи всеобщей справедливости. Ребёнка потеряла, но сделала карьеру. На рубеже 50-х, стала прокурором, обвиняла «врагов народа» и добилась казни нескольких из них. Внешне беспристрастна, человеческие чувства загнала глубоко внутрь, вместе с памятью о сыне, погибшем вместе с семьёй сестры. В эпоху оттепели поменяла амплуа, стала судьёй, но переживает непрерывные муки совести и страдает от наступившего неверия в коммунистические идеалы. Отсюда её фразы: «со мной тебе не было бы хорошо», «я шлюха, ты новая святая». Проводит параллель между собой и Марией Магдалиной, отсюда реплика «Этот твой Иисус любил таких людей, как я» У неё есть комфортабельная квартира, машина, любовники, но утрачен глубинный смысл бытия о котором напоминает постоянно звучащая музыка Моцарта. Одинока и втайне завидует племяннице у которой есть вера в некие высшие идеалы. Этим образом режиссёр словно желает сказать: погнавшийся за ложными ценностями теряет всё.Ида6Второй смысловой слой — участие поляков в истреблении евреев. Эта тема открыта фильмом «Последствия» (см каталог). Тут она звучит более камерно, но не становится от этого менее трагичной. В отличие от названного выше фильма, здесь польская семья первоначально прячет изгоев в лесу, кормит их. Но только до тех пор, пока не осознает простую истину: иудеев можно прикончить, а их имущество присвоить, ибо в безумном круговороте войны, когда гибнут миллионы людей различных национальностей никто и не вспомнит о маленькой группке жертв Холокоста. Это не идейный антисемитизм гитлеровцев, скорее многовековая бытовая юдофобия, основанная на примитивной зависти — у них есть, у нас нет, хотя какая в этой истории меж ними разница? Такой стиль поведения польских крестьян, когда корыстный расчёт полностью заглушает совесть, а также сострадание и иные светлые чувства, исследуется в других лентах (скажем в прекрасном, отмеченном в каталоге фильме Агнешки Холланд «Горькая жатва»). Впрочем, самооправдание у преступников в «Иде» есть: девочку-то, выглядевшую как христианка убийцы не тронули (такое вот избирательное милосердие), а подбросили местному ксёндзу — пусть заботится. Они и после войны не чувствуют раскаяния, предлагая сделку — покажем место захоронения, вот только откажитесь от дома. Прощения в этом случае, естественно, не произошло. Впрочем единственное что могут сделать для погибших две женщины — пойти на соглашение с преступниками и захоронить полученные останки родных в семейную могилу на старом еврейском кладбище в Люблине.Ида4

Закономерно и дальнейшее развитие сюжета в котором Ванда, отпустив в монастырь свою племянницу понимает, что лишилась единственной встреченной за долгие годы родственной души и не может более выдерживать пытку одиночеством. Закономерно и поведение Иды, попытавшейся после смерти тетки окунуться в светскую жизнь. Убожество бездуховного существования провинциальной Польши может только оттолкнуть духовного человека. Не случайно в финальной сцене она бредёт по просёлочной дороге под музыку Баха, олицетворяющую смысл её жизни – веру! Как и положено истинному поляку Павликовский высказался в пользу религиозных христианских ценностей. Но путь главной героини мало напоминает дорогу к монастырю. Похоже, режиссёр не до конца определил цель жизненного движения героини, предоставляя зрителю самому вынести своё об этом решение.Ида8

Итог: перед нами фильм не столько о евреях, сколько о поляках, в котором, однако, тема Холокоста играет определяющую роль. К сказанному можно добавить только несколько слов и визуальном ряде. В своей чёрно-белой гамме фильм аскетически прекрасен, а длительные паузы в диалогах позволяют прочувствовать как настроение, так и его значимость для раскрытия основных идей кинокартины. Совершенное построение многих кадров эстетично, а отсутствие цвета имеет несколько смыслов. Здесь и проявление ретро, позволяющее наглядно представить Польшу начала 60-х, с её унылой серостью осенних городов, селений и дорог. Здесь и тусклая гамма оттенков, не позволяющая расставить четкие знаки хорошего и плохого. Эта аура только подчёркивает великолепную игру двух актрис, на мастерстве и глубоком проникновении в природу своих героинь держится фильм. В целом «Ида» очень сильная эмоционально насыщенная работа о трагических последствиях войны, снятая в лучших традициях польского кино. Её «Оскар» представляется вполне заслуженным.Ида7 Ниже фрагменты из интервью режиссёра, рассказывающего о работе над фильмом, взятые из сайта http://izvestia.ru/news/570773#ixzz3Ma8UkBDk.
Польша и католицизм — взаимозаменяемые понятия в массовом сознании. Поляк — значит католик. Такая вот архаичная, родоплеменная тождественность. Застрявшая в голове идея вдруг совместилась с одним любопытным знакомством. В Оксфорде меня представили пожилой и очень милой женщине, польской еврейке, которая в давние времена получила печальную известность как «красная Ванда». Будучи государственным обвинителем на процессах «врагов народа», она беспощадно выносила смертные приговоры. Затем я узнал, что польские власти потребовали от Англии ее выдачи за «преступления против человечности». Так совместились две линии очень разных женщин. Бывшая сталинистка, ставшая циничной прожигательницей жизни, и молодая, истово верующая девушка. Греховность и чистота. Опыт и наивность. Безверие и вера.
Подозрительные к чужакам крестьяне, быт провинциальной Польши начала 1960-х, обшарпанные гостинички, дороги с колдобинами, джазовый оркестр, играющий в полупустом кафе Колтрейна, и твистовые шлягеры. Удивительные по точности детали. Как вы их воссоздавали?
Мне было тогда совсем немного лет. Но детская память у меня фотографическая. Я помню поразительно многое из того времени. Помню смешные, допотопные машины «Вартбург» и «Шкода», редкие обладатели которых страшно ими гордились. Помню эстрадные песни, одну из которых, очень задорную Rudy Rydz из репертуара Хелены Майданец мы включили в фильм.Ида2Как вы нашли двух Агат, замечательных актрис Тшебуховску и Кулешу? Их дуэт держит внимание зрителя с первого до последнего кадра.
Агата Кулеша — высокопрофессиональная, умная и тонкая актриса. На прослушивании она показала себя в образе Ванды столь безупречно, что сомнений в выборе не было. А вот Иду сыграла не актриса. Шел по Варшаве, бросил взгляд на девушку, которая сидела в кафе и читала книжку. Дрогнуло сердце — она, Ида! К тому моменту я несколько месяцев искал исполнительницу на эту роль и уже отчаялся. Агата Тшебуховска — студентка, изучает антропологию и философию. Крепкий орешек. Вы себе представить не можете, сколько усилий пришлось нам потратить, чтобы уговорить ее сыграть эту роль. Даже после выхода фильма, когда на нее обратили внимание, Агата отказывается от интервью, причем довольно сердито. Зачем, мол, отвлекает от учебы.
Не было колебаний относительно отказа от цвета? Многие зрители не любят черно-белые фильмы.
Нет, нет, черно-белый формат для меня принципиален. Как принципиален и выбор экранного формата «четыре на три», который считают устаревшим. Для лиц, портретов это отличный формат. Бергман его любил использовать. Пейзажи получаются вертикальные. Большое, бездонное небо. Каждый кадр важен сам по себе, а не только как ступенька рассказа. Собственно динамика действия мне куда менее важна, чем возможность насладиться композицией кадра. «Ида» — фильм не для социальной диагностики, а для сосредоточенной медитации.
Как же тогда объяснить, что многие рецензенты выделили именно тему холокоста и вины поляков перед евреями как лейтмотив вашей картины?
Повторю — мой фильм не об этом. Мой фильм не о вине, а о прощении, христианском, библейском прощении. Я никого не хочу клеймить. О вине простых поляков, выдававших нацистам соседей-евреев ради овладения их собственностью, сказано уже много, написаны книги, вот уже лет 15 идет дискуссия в обществе. Меня больше занимают ценности человеческого бытия. Меня радует, что картину очень хорошо воспринимают в странах, где еврейский вопрос в польском ракурсе мало кому знаком, — в Южной Корее, Испании, Колумбии.Ида5И, в заключение пара разных отзывов: верующего человека и профессионального критика.
«Это абсолютно библейский фильм. Еще царь Соломон говорил, что все на земле суета-сует, что все пройдет. Останется только бог и высшие истины смысла бытия. Ни развлечения, ни наркотические средства (алкоголь. табак), ни прекрасная музыка, ни красота, ни отношения мужчины и женщины, ни семья, ни даже смерть не имеют смысла без Бога. Вспомните о чем спрашивает героиня юношу: что потом? А он отвечает как из Библии: музыка, море, собака, семья, дети — всякая суета, то есть жизнь. Жизнь человека не должна быть суетой, потому что в ней много горя, несправедливости в конце ее смерть. И только с Богом можно принять все это: и радости и горе. Все, кто, как Ванда пытается жить без Бога в конце концов не выдерживают. Мы ничего без него не можем и ничего без него не стоим. А с Богом преодолеем все и поможем друг другу».Ида9Дэвид Денви: «Мы так привыкли к постоянному мельтешению в американских фильмах, что неподвижность многих фрагментов нового польского фильма «Ида» производит впечатление шока. Фильм, который с самого начала выразительно использует молчание и крупные планы которого напоминают портретную живопись приводят меня в состояние благоговения и преклонения перед жесткой экономией выразительных средств кино».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>