Женщина в золотом (США, 2015) Режиссёр С. Кертис

Длительность 109 минут
ЖенщинавЗ1Сценарий основан на реальных событиях начавшихся в 1998 году. В Лос-Анжелесе умерла старая австрийская еврейка Луиза Блох-Бауэр. Читая письма покойной, её родная сестра Мария Альтманн (Хелен Миррен), вспомнила дорогие для неё семейные реликвии. В их числе чуть ли не первое место занимал портрет любимой тёти Адель, написанный в начале прошлого века знаменитым Густавом Климтом (1862 – 1918). Полотно конфисковали оккупировавшие Австрию нацисты и, после ряда приключений, оно оказалось в собрании дворца Бельведер. Опираясь на принятый в 1976-м закон о реституции (возврате прежним хозяевам ценностей украденных гитлеровцами), главная героиня решила восстановить права на фамильную ценность. Для правового обеспечения иска, она пригласила соплеменника, молодого адвоката Рэнди Шёнберга (Райан Рейнольдс) — внука композитора Арнольда Шёнберга и юриста во втором поколении. Основная сложность задачи заключалась в том, что за истекшее время Австрийская республика привыкла считать картину национальным достоянием и ни в какую не желала признавать факт незаконного приобретения шедевра. Предстояла неравная борьба в коей справедливые притязания одиночки натолкнулись на силу бюрократического аппарата целой страны.

Сюжет выстроен в жанре исторического детектива и изобилует неожиданными поворотами, преследующими цель удержать внимание зрителя. Однако, помимо этих особенностей фильм добавляет несколько оригинальных штрихов в интересующую нас тему. Главные из них:Henry Goodman and Tatiana Maslany in the film ÒWoman in Gold.Ó1. Показанные на экране венские евреи 1920-х – 1930-х выглядят достаточно ассимилированными — на вполне светской свадьбе главной героини с инородцем о национальной принадлежности невесты свидетельствует разве что пожелание «Мазл тов». Они воспринимали себя интегрированной частью австрийского общества  и вкладывали все силы в развитие и укрепление благосостояния своей новой родины. Поэтому для них явился трагедией не столько факт “аншлюсса”, сколько массовое участие земляков-европейцев в антисемитских акциях гитлеровцев и в более позднем Холокосте. (О нём напоминают выцветшие ретроспективные эпизоды, где под издевательства присутствующих верующим иудеям обстригают пейсы, а старики, женщина и дети, стоя на четвереньках чистят щётками брусчатку венской мостовой и т д и т п). Именно это предательство и через многие десятилетия ощущается сильнейшей душевной травмой и барьером для даже кратковременного их возвращения в Австрию – страну, родство с которой они сохраняют в сердце. Не случайно в речи на заседании венского суда Мария Альтман говорит: «Реституция — это очень любопытное слово… в словаре оно означает возвращение чего-либо в его первоначальное состояние. (…) Я была бы счастлива вернуться в своё первоначальное состояние. Я бы хотела стать счастливой женщиной, живущей в этом прекрасном городе. Как и многие мои ровесники, которым пришлось бежать, я никогда не прощу их (фашистов или их австрийских приспешников?) за то, что они лишили меня возможности жить здесь и самое меньшее, что они могут сделать вернуть нам то, что по праву наше».ЖенщинавЗ22. Следует обратить внимание на редко поднимаемую в игровом кино проблему соучастия австрийского народа в преступлениях нацистов против евреев. Какая то его часть осознала эту историческую вину и стремится искупить темное пятно прошлого. Так пытается сделать Губертус Чернин (Даниэль Брюль), отец которого служил в СС. Но, существует достаточно много благополучных бюргеров и чиновников, предпочитающих забыть неприятные станицы истории и, более того, повернуть полученную недостойным путём выгоду в свою пользу. Тем более, что выдающееся произведение вокруг которого идёт борьба написано художником-австрийцем и посему является неразрывной частью национальной духовной культуры. С этой точки зрения заложенный в фильм призыв к сохранению исторической памяти, восстановлению справедливости, даже если это ведёт к болезненным утратам, становится ещё более актуальным.ЖенщинавЗ4Лента сделана высокопрофессионально. Привлекает дуэт главных исполнителей. Однако в ряде эпизодов ощущается влияние голливудских штампов. Так история побега Марии и её мужа из Австрии в 1938 году превращена в экшн, более подходящий для какого-нибудь остросюжетного боевика. История сомнений и отказа главной героини ехать в Вену на заседание арбитражного суда также абсолютна вторична — мы с самого начала знаем, что в решающий момент она появится в зале заседаний. Однако, в целом, в рассказанной истории сохранена приятная интонация, делающая его заметным явлением как в современном кино, так и в отражении еврейской темы. Кстати, тема борьбы евреев за возвращение им похищенных нацистами ценностей поднимается и во французском фильме “Антиквар” (см каталог)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>