Раб божий (Венесуэла-Аргентина, 2013) Режиссёр Д. Новоа Шнайдер

Длительность 90 минут
РабБ1По форме — полицейский триллер с серьёзным вторым планом содержания. В сценарии использован творчески переосмысленный материал двух трагедий потрясших 200.000-ую еврейскую общину Аргентины. Это взрыв в 1992 году начинённой взрывчаткой автомашины возле посольства Израиля и самоподрыв террориста в культурном центре Буэнос-Айреса 18 июля 1994 года. В обоих случаях погибло более 100 человек и порядка 300 получили серьёзные ранения. Основной конфликт — единоборство мусульманина Ахмеда аль Хассама (Мохаммед Альхалди) и еврея – сотрудника Моссада Давида Голдберга (Вандо Вильямиль). Режиссёр показывает событие 1975 года, ставшее судьбоносным для мальчиков. В тот год отец Ахмеда был убит в Ливане израильскими коммандос, ликвидировавшими группу экстремистов из Хизбаллы. Почти одновременно, отец Давида офицер ЦаХаЛа погиб от взрыва бомбы смертника на мирной улице Ашкелона. Спустя почти два десятилетия судьба свела их в Латинской Америке. Завербованный экстремистами, Аль Хассам приехал туда откуда-то с Востока и путь странника лежал через Венесуэлу в Аргентину. Там антисемитским Ираном и его выкормышами готовилась очередная крупная диверсия. Израильская разведка, со своей стороны, вела наблюдение за всеми передвижениями мусульман в том регионе. 

Так создатели ленты столкнули на экране два мира — фундаменталистской юдофобии и еврейской самообороны. Первая — откровенный враг всего несогласного и потому существует тайно, в постоянном опасении быть опознанной. Перед нами проходит череда плохо освещённых закоулков, неряшливых еле обставленных конспиративных квартир, где собирают бомбы и пояса шахидов. Всё свободное от «работы» время – разговоры о «борьбе», уничтожении «врага», постоянно пересыпаемые призывами к Аллаху. Для Ахмеда это обусловленный старой трагедией путь к смерти, куда подталкивают его «духовные наставники». В непрерывной психологической обработке будущего смертника важно не оставлять его в покое не на минуту, препятствовать любому незапланированному контакту с внешним миром. Тем самым, человека превращают в «раба божьего» не рассуждающую машину убийства. Единственным противовесом такому оболваниванию выступают живущие где-то в Каракасе верная жена и сын. На чашах весов оказываются с одной стороны их любовь; с другой — подогреваемое агитаторами желание отомстить “сионистскому врагу”. Второй мир — офисы Мосада, снабжённые современным оборудованием, необходимым для противостояния изворотливому и постоянно опасному исламскому экстремизму. Это ежедневное и ежечасное пополнение досье на потенциальных террористов, слежка с риском для жизни за их передвижениями из города в город, из страны в страну. И все это только с одной целью — предотвратить трагедию и гибель невинных людей, чьё единственное преступление — «пятая графа».РабБ2Но в отлаженной машине терроризма может произойти сбой — неожиданно срабатывает человеческий фактор. И Ахмед, уже готовый нажать роковую кнопку теряется, когда перед авто останавливается еврейский мальчик, так похожий на его собственного сына. В этот момент истины в нем возрождается человек; он осознаёт пропасть над которой завис и бежит с места теракта. Но, совершив поступок, бывший смертник становится преступником в глазах подельников. Режиссёр показывает парадоксальную ситуацию в которой за главным персонажем устремились в погоню исламисты и израильтяне. Первые желают примерно наказать отступника. Вторые — остановить, ибо неясно какие цели он преследует. Действие подходит к финальной сцене. В ней захватившие Аль Хассама экстремисты собираются отрубить изменнику голову, снимая этот изуверский акт на телекамеру для всеобщего устрашения (предсказаны ритуальные казни палачей «исламского государства»). Давид и его напарница Инес спасают жизнь врагу (при этом женщина гибнет). Более того, поняв смысл ситуации, еврей отпускает (!!!) араба. И здесь проходит очень важный смысловой момент. Ахмед отдаёт пистолет Давиду и уходит прочь безоружным, но мальчишка-мусульманин, оказавшийся на месте боя, поднимает обронённый палачом меч смерти — терроризм жив. Такова спорная, но вполне понятная позиция авторов ленты.РабБ3Съёмки ленты продолжались два года и велись в Аргентине, Венесуэле, Уругвае и США. Как сообщил режиссёр в одном из интервью в отношении к терроризму у него есть свой личностный акцент: 11 сентября 2001 года он должен был лететь на одном из самолётов захваченных террористами и направленных ими в башни-близнецы на Манхеттене. Только болезнь, вынудившая его отменить полет спасла Джоэла Новоа от смерти. Для более основательного проникновения в тему он взял в ходе работы над фильмом более 100 интервью у людей, чудом уцелевших в терактах. Однако, по данным интернета, в момент премьеры «Раба божьего» в Венесуэле местные сторонники экстремистов и антисемиты призвали к бойкоту фильма на том основании, что его создатели, якобы заняли антиарабскую позицию и «неправильно показывают ситуацию в Ливане и Палестине». Знаменательно, что противники ленты, по собственным признаниям, не видели её целиком, основываясь лишь на трейлерах и различных аннотациях. Со своей стороны, автор этого текста судит о кинокартине после просмотра оригинального варианта, но, даже при незнании языка, не усмотрел в нём ничего националистического, хотя некоторые детали и вызвали недоумение. Также требует внимательного и критического отношения её абстрактно — пацифистская интонация. Но, в целом, работа выглядит достаточно серьёзной и представляется интересным вкладом в современную разработку еврейской темы.

Раб божий (Венесуэла-Аргентина, 2013) Режиссёр Д. Новоа Шнайдер: 4 комментария

  1. Это была трагедия не только для еврейской общины Аргентины. Хорошо, что фильм показал её через ведение тайной войны Израиля и исламистов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>