Потрясённые (Израиль, 2016) Сценарий и режиссура Э. Мизрахи, С. Шавит

Длительность 110 минут
%d0%bf%d0%be%d1%82%d1%80%d1%8f%d1%81%d1%91%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b51Камерная антивоенная драма о тяжёлом воздействии войны на психику рядовых солдат. В прологе сцена из шестидневной войны. Офицер ЦаХаЛа Менаше (Амос Тамам) вёл в бой группу солдат Во время столкновения с арабами погиб его лучший друг Эяль. Основное действие происходит в 1973 году. Главный персонаж вернулся домой и работает водителем, но после гибели однополчан стал совершенно другим человеком. Он не может общаться со даже с близкими, замкнут, неразговорчив, а ночами идёт к своему грузовику и нажимает на сигнал, который часами звучит без остановки. От этого страдают его жена Дафна (Авда Бола) и десятилетний сын Шломи (Рой Финк), который в меру своего детского разума пытается понять, что случилось с его отцом. В то время поствоенная психологическая травма ещё не признавалось нервным расстройством, но Дафна уже не могла переносить состояние мужа. Она обратилась за помощью к военным, надеясь с их помощью хоть как-то сохранить остатки здравого смысла своего мужа. В финальных эпизодах начинается война Судного дня и зов битвы доходит до помутневшего сознания главного героя. Менаше снова одевает военную форму и отправляется на поле битвы. Его семья, похоже разрушилась и это единственный для него выход из драматического состояния… Тем самым потрясёнными оказались все трое главных персонажей – на них повлияла война.
На данный момент автор лишён возможности дать развёрнутый отзыв на художественные достоинства фильма. По различные рода источникам лента далека от совершенства, её отличают рыхлость сценария и недостаток динамики, особенно заметный во второй половине. Тем не менее, кинокартина отмечена дипломами нескольких фестивалей и вызвала подробные отзывы. Так, рецензент газеты “Ха-арец” Ури Клейн 16.01.2018 опубликовал о “Потрясённых” статью, фрагменты из которой помещены ниже:
В конце 1980-х годов были выпущены два израильских фильма, впервые коснувшиеся проблемы военного посттравматического стресса, известного как шок. Это лента Йоэла Шарона «Под тенью битвы битвы» и «Шрапис Йосси Соммера. Оба фильма были важны для поднятия темы в обществе, поклоняющемся всему героическому, но оба были малоинтересны в плане кинематографической работы и не оставили реального следа в истории израильского кино. Лишь теперь около 30 лет спустя вышли на экран два других фильма, тесно связанные друг с другом. Это фильм Нони Геффена «Сломанные и танцующие», про солдата, вернувшегося из боя в Газе и “Потрясённые” (“Шок”) – дебют Эреза Мизрахи и Сахара Шавита. Последняя работа предлагает кинокритику решить проблему: что важнее, идеологическая сущность фильма или его художественная ценность. Решение этой дилеммы делает интересным просмотр ленты, несмотря на её очевидные недостатки. (…) В фильмах о, нашей самой «славной» победе – Шестидневной войне, обычно подчеркивалось её националистическое и героическое измерение, несмотря на то, что она привела Израиль к продолжающейся травме оккупации. Мизрахи и Шавит не только игнорируют «достижения» этой войны, но предпочитают представлять ее как поражение и даже военную неудачу.%d0%bf%d0%be%d1%82%d1%80%d1%8f%d1%81%d1%91%d0%bd%d0%bd%d1%8be2Хотя Менаше является центральным персонажем фильма, по-настоящему – главной героиней стала его жена Дафна. Её характер обрисован с большой полнотой и показанные переживания, вызывают большее сочувствие. (…) К чести создателей фильма они не ушли от описания сексуальных расстройств, испытанных Дафна с момента возвращения ее мужа с войны. (…) Тамам также часто появляется на экране, но из-за несовершенного сценария и неудачной режиссуры он почти всё время изображает молчаливого и курящего человека. Поэтому его неприятности и страдания выглядят однообразно. Итак, Болла создает полнокровный характер Дафны, а с появлением мужа интерес к действию падает.  Перед нами не тривиальный фильм. Его идеологическая сущность связана с переходом от травмы к травме. В конце фильма, когда разразилась война Йом-Киппура, Менаше, несмотря на просьбы жены, надевает свою форму и отправляется в бой. Он идет на войну, которая станет центральной травмой в истории государства. (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>