Фестиваль Рифкина (США, 2020) Сценарист и режиссёр В. Аллен

Длительность 89 минут
%d1%84%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%801Пожилой американец Мортимер Рифкин (Уоллес Шоу), называющий себя «евреем среднего класса из Бронкса» рассказывает психоаналитику историю своего путешествия в Испанию. В прошлом киновед, обожавший Феллини и Бергмана, а ныне писатель-неудачник отправился на фестиваль в Сан-Себастиано с моложавой женой Сью (Джина Гершон). Возраст и отсутствие внутренней гармонии подтолкнул главного персонажа к осмыслению личного жизненного опыта. Прошлое всё чаще приходило к нему в снах и воспоминаниях. Брак его трещал по всем швам, ибо благоверная всерьёз увлеклась режиссёром-французом Филиппом. Сам Морт неожиданно для себя испытал всплеск сильного чувства к симпатичной испанке Жо Рохас (Елена Анайя). Её муж – художник Томас изменял супруге чуть ли не с каждой встречной юбкой, но женщина колебалась и не могла принять решение стоит ли расстаться с ним. Ей нравится симпатичный и добрый американец, но, с другой стороны между ними существовала большая разница в возрасте. Результаты поездки для главного персонажа неутешительны. После мысленного диалога со смертью (цитата из бергмановской «Седьмой печати»), Рифкин осознал, что к концу жизни остался в одиночестве и снова, как много лет назад, находится на распутье.
В своём 55-м по счёту фильме Ален продолжает (или завершает) исследование духовного развития нашего ассимилированного соплеменника. Еврейство Рифкина – не более чем пласт юношеских воспоминаний. Во сне к нему приходят тени прошлого. Раввин, упрекающий его за уход от традиции предков. Первая любовь Марша Коэн, которая своего обожателя терпеть не могла, ибо он пичкал её романами Марселя Пруста и походами на классические фильмы. Родители, продолжающие давать житейские советы. Ещё одно сердечное увлечение – Дорис, предпочёвшая юноше-книжнику его более раскованного и сексуального брата Джейка и вышедшая за него замуж. С возрастом Морт все глубже погружался в мировую культуру. «Читал много книг по религии и полюбил посещать священные места различных конфессий». (Напомним, сам Вуди Аллен считает себя атеистом) Словом, налицо увлечение главного персонажа общечеловеческими проблемами, в лучшем случае включающими небольшой элемент еврейства. Каково же, в таком случае, его место в карнавале жизни? Режиссёр намеренно не отвечает на эту проблему. Вместо этого он предлагает с экрана другой вариант вопроса обращённый не столько к психоаналитику, сколько ко всем зрителям: «А что вы думаете по этому поводу»?

Фестиваль Рифкина (США, 2020) Сценарист и режиссёр В. Аллен: 8 комментариев

  1. «Фестиваль Рифкина» ( англ. Rifkin’s Fistival ) — юбилейный (55-й по счёту) комедийный фильм Вуди Аллена. Характерно, что его мировая премьера состоялась на кинофестивале в Сан-Себастьяне (где и происходит действие фильма) 18 сентября 2020 года. Лента показывает, что режиссёр все больше и больше интересуется проблемой смысла жизни. Думаю, для него наступила пора подведения итогов.

  2. Я думаю этот фильм Аллена серьёзнее, чем его другие работы. Одиночество к концу жизни – удел многих, даже если рядом, “близкие люди”.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>