Смерть кино и моего отца (Израиль, 2020) Сценарист и режиссёр Д. Розенберг

Длительность 103 минуты
%d1%81%d0%bc%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b8%d0%bc%d0%be1Одна из нашумевших картин 2020 года, получившая премию «Офир» и включённая в программу Каннского МКФ. Источники относят фильм к жанру психологической камерной драмы. Лента стала своеобразным памятником покойному отцу режиссера Натану Розенбергу, скончавшемуся во время работы над ней. На экране периодически появляются кадры с умершим Натаном, в том числе снятые его сыном на любительскую камеру много лет назад. Действие начинается с диалога главных персонажей. В то время, как Дэни Розенберг за кадром рассказывает о новом проекте, показанный крупным планом старик, сварливо ругает сына. По мнению папы, вместо создания никому не нужных фильмов, Дэни должен зарабатывать на жизнь своей семье: жене и маленькому сыну. А дальше развёртывается откровенно навеянная воспоминаниями история отношений вымышленных двойников реальных персонажей. Режиссер Асаф (Рони Кубан) создает ленту о конфликте Ирана с Израилем, где исламское государство собирается бомбить Тель-Авив. Однако съёмки приходится прекратить, ибо сыну становится известен диагноз его отца Йоэля (Марек Розенбаум) – рак в четвёртой стадии. Призрак грядущей смерти становится импульсом для режиссёра, желающего теперь создать фильм о любимом папе. Главные персонажи много времени проводят вместе, обсуждая будущую ленту.

Видно, как нежно, по-родственному они относятся друг к другу, но их подходы к проекту коренным образом расходятся. Сын желает показать Йоэля более возвышенным, даже героическим, сохранив для потомства его идеальный образ. А старик воспринимает последние месяцы своего земного бытия совершенно реалистически, несентиментально. Он подводит итоги и, прощаясь с миром, не желает никакого приукрашивания… Судя по откликам Дани создал из разнородного материала впечатляющий образ эмоционального состояния семьи, столкнувшейся с неизбежным уходом своего главы. Как пишет Джонатан Ромни (сайт www.screendaily.com, 20.06.2020) «Розенберг как режиссёр изначально поражает способностью сплести воедино различные потоки повествования и различные виды материала от целлулоида и VHS до смартфона. (…) Структура фильма, сочетающего почти документальные съёмки с игровыми эпизодами ставит перед восприятием зрителя непростые задачи. Ему постоянно нужно отношение к тому, что мы видим в каждом новом эпизоде. Приходиться переключаться с дискуссий между реальными Дэни и Натаном на сцены, показывающие вымышленного Асафа и его семью. Настоящая мать режиссера Ина Розенберг собственной персоной появляется в подлинных семейных кадрах, но периодически она перевоплощается в мать Асафа Нину. В какой-то момент оказывается, что музыка, сопровождающая изображения Йоэля, воспроизводится в студии клейзмерскими музыкантами, которые затем играют для повторного показа того же эпизода совершенно иную тему. В другом эпизоде жена Асафа Зохар (Ноа Колер) берет под свой контроль фильм мужа, спонтанно рассказывая сценарий, который показывает его недостатки (…) Первое сравнение, которое происходит на ум при наблюдении столь мета-вымышленной игры – ленты Годара или даже с «8 ½» Феллини. Хотя более близким такому почерку по художественной сути может быть Шанталь Акерман». Сам режиссёр в интервью газете «ХаАрец» говорил следующее: «Когда мой отец заболел, мы вместе написали сценарий, в котором он должен был сыграть главного героя. Через несколько месяцев после его смерти я нашёл человека, который заменит его. В конце концов, стремление получить признание зрителей, которое для меня символизирует кино, побудило меня идти избранной мною дорогой. И то, что я затеял для него сбылось сегодня наилучшим образом. Возможно он даже приехал бы, как я на Каннский кинофестиваль в этот бурный год, когда фестиваль борется за существование и выводит фильмы на рынок, несмотря на корону». (составлено по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>