Кабаре (США, 1972) Режиссер Б. Фосс

Длительность 128 минут

Экранизация бродвейского мюзикла, созданного Джоном Кандером и Фредом Уэббом на основе романа Кристофера Ишервуда «Прощай Берлин» и пьесы «Я — камера». Фильм мастерски сделан режиссёром-хореографом Бобом Фоссом (1922 — 1982) и стал классикой жанра 1970-х годов. По сравнению с постановкой сюжет существенно изменён, но убедительно показал истоки нацизма в преднацистской Германии. Его действие разворачивается в Берлине в 1931 году. На фоне песен и танцевальных номеров  кабаре «Кит Кат Клаб», рождается картина углублявшегося духовного кризиса Европы позволившего немецким фашистам запустить машину оболванивания масс. В её основе — спекуляция на легко воспринимаемых обывателями идеях оскорблённого национализма и оголтелого антисемитизма. Назревает гитлеровский переворот, множатся слухи об всемирном иудейском заговоре, начинаются провокации против еврейских семей. В первой  сцене юного активиста в нацистской форме выгоняют из заведения «за плохое поведение». Однако в дальнейшем является уже целая банда чернорубашечников. И степенные бюргеры, глядя на них, проникаются наивной мыслью, а ведь они, в принципе, полезные ребята, страну из дерьма вытащат, а там можно их и выгнать. 

Один паренек из шайки начинает петь, сообщники подхватывают, окружающие слушают, поддерживают. Мы видим как общество в лице тех самых обывателей сделало свой выбор. Они по скудоумию и лености мысли позволили маргиналам нарядиться в форму и забрать себе власть. А дальше поддались гипнозу демагогии, стали их рабами и в глазах у них заиграло отражение свастики. Так возникают на экране фанатичные лица и пафосные песни, выражающие суть любого тоталитарного режима.. Фильм ставит зрителя перед фактом: нами правят те. кому мы сами это позволяем. А веселье в кабаре на этом фоне — пир во время чумы, направляемый многозначной фигурой ведущего Эмси.  И в кружении суеты обречена на печальный конец история любви главных героев певички Салли Боулз (Лайза Минелли) и литератора Брайана Робертса (Майкл Йорк). Блестящий дуэт! Однако нас в этом театре масок интересует развитие взаимоотношений дочери богатого еврея-торговца Натальи Ландауэр (Мариса Беренсон) и ее бедного соплеменника-обожателя Фрица Венделя. (Этой сюжетной линии в сценическом варианте нет) Первоначально юноша гонялся за богатым приданым девушки, но потом, по его собственным словам, Наталья своим искренним чувством «превратила его в честного человека».  При этом он вспомнил о своей «пятой графе» и женился на Наталье по еврейскому свадебному обряду, что в 1931 году говорило о немалом гражданском мужестве. Возврат к традиционным ценностям этой пары выглядит моральным противовесом бездуховной жизни главных героев и предвещает трагический финал их судеб… Удостоенная 8 призов «Оскар» лента явилось новым словом в мире мюзиклов. Критик Виталий Вульф, отмечая особенности фильма написал: «Я думаю, что эта лента принципиальна, прежде всего потому, что почти впервые это был не просто развлекательный мюзикл, в центре его сюжета сюжете оказалась очень важная антифашистская тема.. Ею пронизана музыка, исполнение и блистательная режиссура Боба Фосса. Поэтому, мне кажется, что это был чуть ли не первый мюзикл, который внёс значимое содержание  внутрь развлекательной формы, и это содержание  фактически стало стержнем кинокартины«

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.