Самсон (Польша, 1961) Режиссёр А. Вайда

Длительность 113 минут

Экранизация романа Казимежа Брандыса (1916 — 2000). Польша, 1930-е. Еврейский первокурсник Якуб (Яаков) Голд (Серж Мерлин) явившись на первое занятие в политехническом институте, стал объектом издевательства студентов — антисемитов. При этом, от случайно брошенного камня погиб студент. В убийстве, естественно, обвинили еврея, и Якуб получил 10 лет заключения. В это время он познакомился с коммунистом Панкратом и бывшим кассиром Малиной, сыгравшими важную роль в его дальнейшей жизни. Двери тюрьмы в 1939-м открыла война. После поражения Польши Голд попал в Варшавское гетто, где работал в погребальной команде. Среди прочих покойников ему довелось хоронить свою мать, но вскоре после этого он бежал. Случайно его приютила Люцина (Алина Яновска) еврейка не похожая на соплеменников. Затем он добрался до пана Малины, а тот укрыл юношу надёжно и на долгое время. Племянница Малины Кася (Эльжбета Кемпинска) полюбила Якуба и долгое время всячески стремилась удержать его возле себя. История юноши всё время перекликается с историей библейского Самсона. Так же как и богатыря из Книги Судей юношу удерживают от решительных действий женщины. (В одной из сцен, когда Кася, подобно Далиле, остригает ему волосы, эта перекличка становится особенно заметной).

Момент истины для героя фильма наступил когда группа гитлеровцев ворвалась в помещение явки подпольщиков и он кинулся на них сверху со связкой гранат. Якуб погиб, и в последнем кадре мы видим его умиротворённое лицо.  О фильме писали, что «его черно-белый образный ряд бьет по нервам, словно показанный глазами героя, вырвавшегося из тьмы подвала в ослепительный свет варшавской улицы». Критик Венамин Чернухин уже в наши дни ёмко охарактеризовал ленту. По его мнению «не будучи евреем А. Вайда в своем фильме затрагивает вопрос солидарности евреев в эти тяжелые дни. Вот здесь и подчеркивается эмоциональная сила Якуба. Ему удается уйти из гетто, но, преодолев сомнения, он хочет туда вернуться, чтобы быть со своими соплеменниками и разделить их судьбу. Символична его встреча с Люциной, выдающей себя за польку. Именно после встречи с Якубом она отправляется в гетто. Символична и сцена, где Якуб, уставший и побитый, лежит на земле, не в силах двинуться дальше. Но его друг говорит ему, что человек может получить тяжёлые удары, но даже в этом состоянии он должен подняться и двигаться дальше. Намек на судьбу еврейского народа, способного выдерживать тяжелые потрясения, демонстрируя стойкость необычайную духа«. В СССР лента  была под негласным запретом, из-за «еврейской» темы.  Очень содержательное обращение знаменитого польского режиссёра к проблеме Холокоста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.