Длительность 180 минут
Классика мирового мюзикла и один из самых популярных фильмов на еврейскую тему. В основе сюжета – повесть Шолом-Алейхема (1858 — 1916) «Тевье-молочник». Фильм полностью сохранил гуманистическое содержание литературного первоисточника, однако, так как экранизация не является копией сценической версии мюзикла, в ней гораздо рельефнее показан антисемитизм в Российской империи. Точно и ярко воссоздана жизнь еврейского «штетла» Анатевки на Украине в начале ХХ века. Щедро разбросаны колоритные персонажи (раввин, сваха) и черты быта (празднование шабата, свадьба). Но главное на экране — показ того нового, что ворвалось в жизнь еврейской общины в начале 20-го века. Так, старшая дочь Тевье, Цейтл, в нарушение традиции сама выбрала себе жениха, вторая – Годл устремилась ещё далее — вышла замуж за еврея-революционера и последовала за ним в ссылку. Третья же — Хава — полностью выпала из еврейства став женой русского парня.
В заключение Тевье и остальные евреи Анатэвки получили ещё один удар — вышел царский указ, по которому все иудеи должны были покинуть губернию. В этот драматический момент дороги детей и родителей разошлись. Семья Тевье уложила на телегу свой нехитрый скарб и отправилась в скитания. За ними устремился спустившийся с крыши скрипач, как символ скитальческой и нестабильной еврейской судьбы. В целом, талантливая режиссура и актерский ансамбль, в котором выделяется прекрасный израильский актер Хаим Тополь (Тевье) обеспечили ленте широкую популярность. Хотя, если еврейская среда показана на редкость сочно и достоверно, то в изображении русской культуры (Федька и др) просматривается прямолинейность и откровенная опереточность. Особое внимание привлекает музыка (композитор и аранжировщик Джерри Бок) и хореография (Джером Роббинс). Мелодии из мюзикла давно зажили самостоятельной жизнью. Лента номинировалась на «Оскар» по шести номинациям, но награду получили только кинооператор и аранжировщик музыки. Для любителей хорошего кино. Материал ленты может быть использован полностью или частично на лекциях как о творчестве Шолом-Алейхема, так и при разговоре о положении евреев в России в начале ХХ века.