Натан мудрый (Германия, 1922, 1996) Режиссёр М. Ноа

Длительность 128 минут

Единственное до сего времени известное обращение кинематографа к одноимённой этапной пьесе немецкого просветителя Г.Э. Лессинга (1729 — 1781). Её значение в том, что автор попытался переломить существовавшую в европейской литературе несколько сот лет традицию негативно изображать евреев и представил на суд читателей положительный образ иудейского мудреца. Прототипом Натана стал один из образованнейших немецких евреев 18-го века, провозвестник Хаскалы (еврейского просвещения) Моше Мендельсон (1729 — 1785). Содержание пьесы и фильма развёртывается во время третьего крестового похода в конце XII в. Крестоносцы потерпели поражение, потеряли Святой город и вынуждены заключить перемирие с арабским султаном Саладином. В Иерусалим доставили двадцать пленных рыцарей, и все они, за исключением одного, казнены по приказу Саладина. Оставшийся в живых молодой рыцарь-храмовник фон Штауфен свободно гуляет по городу в белом плаще. Во время одной из прогулок он становится свидетелем пожара, случившегося в доме богатого еврея Натана. Юноша бросается в огонь и с риском для собственной жизни спасает его любимую дочь Рэху. Девушка проникается к благородному рыцарю нежными чувствами.

Вскоре возвращается из удачной торговой поездки в Вавилон её отец Натан, которого единоверцы прозвали мудрецом, а не богачом. Хозяина дома встречает подруга его дочери, христианка Дайя. Она рассказывает хозяину о случившемся, и тот сразу же хочет видеть благородного юношу-спасителя, чтобы щедро вознаградить его. Дайя предупреждает, что храмовник не желает общаться с евреем. Тем не менее, Натан находит смельчака, но тот уже в начале их разговора презрительно говорит ему: «Жид»! Лишь постепенно мудрость и внутреннее благородство Натана открывают путь к сердцу собеседника: рыцарь принимает приглашение еврея побывать у него в доме и под конец разговора даже называет ему свое имя – фон Штауфен. Дальнейшее развитие сюжета развертывается через тайну происхождения главных персонажей. Отсюда много непредсказуемых поворотов действия, в конце-концов приводящих к торжеству добра и взаимоуважения.

По свидетельству источников лента была принята в стране неоднозначно. Против неё выступили не только нацисты, но и католики Баварии, мотивируя свою точку зрения тем, что Натан выведен на экране идеальным персонажем, а христиане и мусульмане жестокими людьми. Во время гитлеризма лента в Германии была уничтожена и долгое время считалась безвозвратно утраченной. Лучшая сохранившаяся копия обнаружена через много лет после Второй Мировой войны в Госфильмофонде СССР, где хранилась под неожиданным названием «Штурм Иерусалима». В 1996 году фильм был показан в Мюнхене с саундтреком из специально сочинённой для него музыки и в таком его выпустили в продажу на современных носителях с субтитрами на нескольких языках.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.