Дита Саксова (Чехословакия, 1967) Режиссёр А. Москалик

Длительность 103 минуты (в США – 98 минут)

Экранизация романа Арношта Люстига (1926 — 2011). Во многих сайтах встречается под искажённым названием «Дита Сахова». Действие ленты развёртывается в 1947 году, когда раны недавнего прошлого ещё кровоточили и довоенная жизнь напоминала о себе всплывающими в памяти обрывками воспоминаний. Молодая  еврейка Дита Сакс — по чешски Саксова (Кристина Миколаевска) выжила в нацистском концлагере, и после освобождения пошла работать в пражский приют для детей испытавших ужасы войны. В большом мире она оказалась одна: все родные стали жертвами Холокоста. Ей очень трудно адаптироваться к мирной жизни, хотя она пытается возродить черты утраченного бытия: отмечает с подружками праздник Ханука. Видно, что Дита человек талантливый и не утратила способности сопереживать и помогать людям.  Те небольшие деньги, которые есть у неё, тратит на детей и друзей. Когда она встретила болезненную девушку-подростка, то взяла младшую под своё крыло, ибо та напомнила главной героине о ней самой.

Однако, возродить искалеченную фашистским насилием душу девушка так и не смогла. В финале она отправилась в Высокие Татры и пошла к заснеженной горе, где её погребла лавина. Можно прочесть финал и так: замёрзшая в концлагере душа девушки упокоилась в вечном снегу. Кристина Миколаевска выглядит гораздо старше 18-летней героини, хотя это можно объяснить теми страданиями через которые ей довелось пройти. Она талантливо играет стойкую отстранённость Диты от окружающей жизни, её неспособность любить мужчин. Это состояние можно понять, как загадочность, но за ним угадывается глубокая душевная травма. Недаром в её роли проходит многозначительная, ставшая слоганом фраза: «Жизнь не то, что мы хотим, но то, что имеем». Композитор Любош Фишер написал к фильму очень красивую прочувствованную музыку в классическом стиле, создающую печальное лирическое настроение. Видна хорошая операторская работа. По найденным интернете фрагментам чувствуется, что режиссёр уловил некий ритм, если принять его несколько замедленный темп, то лента, видимо, будет смотреться хорошо. Странным анахронизмом выглядит использование в фильме «Песни о тревожной молодости» А. Пахмутовой, написанной в 1958 году, то есть много позже показываемых событий (Написано после просмотра оригинальной  версии фильма)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.