День, когда клоун плакал (США-Швеция, 1972) Режиссёр Д. Льюис

Длительность неизвестна

Фильм, о котором до сих пор много пишут, причисляя его то к арт-хаусу, то к философскому кино, хотя почти никто его не видел. Неясно что побудило довольно известного комедийного актёра и режиссёра Джерри Льюиса взяться за ленту о событиях Второй Мировой войны и Холокоста. Прообразом главного персонажа стал популярный германский клоун Карл Шмидт, отправленный в Освенцим за шуточки над Гитлером. Именно за это репрессировали и экранного героя Гельмута Дорка (Джерри Льюис). По сюжету он провел в заключении несколько лет, подвергался издевательствам и, чтобы не сойти с ума, показывал свои коронные номера еврейским детям. За общение с изгоями его били, прогоняли, но потом комендант лагеря придумал, как использовать таланты артиста. Его заставили сопровождать еврейских детей и развлекать в их последнем пути на смерть. Дорк шёл вместе с ними, развлекал их, и однажды глубоко потрясённый происходящим, понял, что не может покинуть своих спутников и пошёл вместе с ними в газовую камеру. Известный через интернет вариант сценария не доработан и не позволяет судить о качестве снятого материала. Режиссёр, якобы, существенно переписал сценарий, сочетая в нём психологическую историю пробуждения совести у обычного немецкого обывателя с чёрной комедией, где главную роль, естественно, исполнил он сам. Льюис с большой ответственностью отнёсся к проекту, но денег выделенных продюсерами на фильм оказалось недостаточно, и режиссёру пришлось доснимать картину на собственные средства. Съёмки до конца так и не доведены. Считается, что кассета с сырой версией хранится в сейфе режиссёра, а место нахождения негативов сегодня неизвестно. Несколько человек видели монтажную версию. Актёр Гарри Ширер утверждал:  фильм не работает ни на одном уровне, а сценаристка Джоан О’Брайэн добавила: это настоящая катастрофа. Однако считается, что намеченный Льюисом подход к теме концлагерей и Холокоста повлиял на создание лент Р. Бениньи «Жизнь прекрасна» (см) и М. Кассовитца «Яаков-лжец» (см). Особенно часто ленту Льюиса сравнивают  с фильмом К. Кахини «Последняя бабочка» (см)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.