Не 17-летняя (Израиль, 2003) Режиссёр И. Йешурун

Длительность 96 минут

Существует вариант названия «Уже не 17-летняя». Реквием кибуцному движению. Необходимая справка: Кибуц – израильское сельскохозяйственное поселение группы идейных единомышленников, основанное на социалистических принципах общего труда и собственности при уравнительном распределении. Первый такой коллектив – Дгания – возник возле озера Кинерет в 1911 году. Роль этих хозяйств в окультуривании заброшенных земель в первой половине 20-го века огромна. Однако после образования еврейского государства с его курсом на рыночную экономику, кибуцы с их идеализмом стали испытывать экономический и демографический кризис. Они плохо приспосабливались к быстро меняющейся конъюнктуре. Из них стала уходить молодёжь, предпочитая идеалам своих матерей и отцов индивидуальную свободу и личные достижения. Долгое время им помогали из общего бюджета, но к концу 20-го века правительства отказали кибуцам в дотациях. Часть коллективов сумела перестроиться, преодолеть сложности и найти своё место в хозяйстве страны, другим пришлось исчезнуть. В одном из таких обречённых хозяйств и происходит действие кинокартины.

Уже первая сцена показывает нам общее собрание кибуцников. Ситуация печальна. Хозяйство в долгах, помощи ждать не откуда. Актив предлагает принять программу экономического оздоровления. Один из её пунктов гласит: «Все пионеры кибуцного движения, старики и все работники пенсионного возраста, должны покинуть коллектив». Им предлагается переехать либо к детям, либо в дома престарелых. Для людей, которые отдали кибуцу всю жизнь такое решение равносильно трагедии. Тем более, что у них за десятилетия совместной жизни сложились непростые, но прочные отношения, а дети разъехались и ныне многие живут самостоятельно далеко за пределами Израиля. К тому же, попытка привлечь новые силы сопряжена с большими трудностями – не желает молодёжь идти в кибуц. Да и старики не желают сдаваться, обращаются к журналистам, организовывают различные формы индивидуального процесса. В кибуц начинают приезжать дети и внуки главных действующих лиц, но они далеко отошли от понимания трудностей родственников, к тому же у них много своих проблем и их встреча – предлог для подробного, иногда мучительного выяснения отношений. За этими сложностями как-то отходят на второй план основная проблема: её вытесняют истории главных персонажей. Конец сюжета пессимистичен, по большому счёту, старики могут ехать только в никуда или умереть. Их время закончилось, их дело умерло, их последнее утешение — поддержка родных.Обилие диалогов и недостаточное психологическое напряжение делают ленту непростой для просмотра. Актёрские работы профессиональные, но не яркие. В целом, фильм поднял не простую проблему но не смог убедительно раскрыть её. Похоже именно злободневная тема помогла ему стать заметным явлением Кинофестиваля в Хайфе 2003 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.