Этот фильм Кристиан-Жака по книге неизвестного у нас Вайе Кача рассчитан на любителей психологических драм. По форме он прямо напоминает «Мари-Октябрь» Жюльена Дювивье. И тут и там действие связано с войной, охватывает небольшую группу людей и ограниченно замкнутым пространством. В обоих фильмах интерес поддерживается усилением эмоционального напряжения. Но на этом сходство кончается, и начинаются различия.
Первое — время действия. «Пира хищников» происходит в 1942 году, в момент наивысших успехов гитлеровской армии, когда у многих опустились руки и только самые смелые находили в себе силы оказывать сопротивление. Из аннотации вы уже знаете, что однажды, в комнате некоего города за столом собрались семь человек: пять мужчин и 2 женщины. Нет-нет, перед вами не подпольщики, а самые обычные французы, как бы мы сказали обыватели. Каждый из них крутится, вступая в большее или меньшее столкновение с законами военного времени. У них различные взгляды на происходящее, но всех их объединяет желание приятно провести вечерок.
Однако, на улице раздается стрельба, после которой в квартире появляется эсэсовский офицер -нетрадиционно интеллигентный фашист. У одного из персонажей владельца книжного магазина покупает книжки, интересуется античностью и даже знает кто такой Сенека, хотя и путает его с Квинтиллианом. Он говорит, что под окнами дома убито 2 немецких солдата и ему нужно 20 заложников. Их расстреляют, если покушавшиеся не будут найдены. После короткой беседы, гитлеровец «идёт навстречу» присутствующим, предлагает им САМИМ ВЫБРАТЬ ИЗ СВОЕЙ СРЕДЫ ДВУХ ЗАЛОЖНИКОВ и обещает в определённый срок вернуться за ними. Назначено время для сообщения решения. У дверей стоит охрана – выход закрыт.
Представьте себе трагизм ситуации. Это не поиск какого-нибудь там «слабого звена» в современном реалити-шоу, после которого выбывший отправится на отдых домой. Такой ВЫБОР единственная возможность для пятерых купить себе жизнь, отдав на заклание двух присутствующих. Но кого отправить на смерть? Дальнейшее нужно смотреть. Вся гамма переживаний: страх, ярость, отчаяние, благородство, надежда, храбрость, трусость, недоверие людей друг к другу… Поиски выхода и самые невероятные авантюрные планы с целью выкрутиться из безнадёжного положения. Один предлагает найти «лапу» в гестапо, Другой – готов унизиться перед врагом и купить себе жизнь ценой предательства. Кто-то стоически готов принять неизбежное. В сложившемся положении становится видна подноготная каждого участника неудачной вечеринки, и они открываются с совершенно необычной стороны. По мере приближения решающего момента эмоциональное напряжение всё больше возрастает. Поэтому совершенно поражает и восхищает неожиданный финал ленты, который делает рассказанную историю предельно жизненной, но, одновременно, говорит о большом мастерстве режиссёра. После свершившегося выбора эсэсовец неожиданно говорит, что виновники найдены и потому он всех милует. Он уходит, пожелав остающимся продолжить вечеринку и, кажется, всё вернулось «на круги своя». Но как этим людям после всего произошедшего смотреть в глаза друг другу? Конечно, можно постараться забыть всё, как страшный сон (так большинство и пытается сделать), но память так просто не исчезает.
В нарисованной колоритной картине нашлось место и еврейской теме. В одном из первых эпизодов владелец книжного магазина прячет в подсобном помещении на одни сутки меховщика Штерна, ускользнувшего от пришедших за ним гестаповцев. Периодически о нём вспоминают во время неудавшегося застолья, однако никто не выдаёт его. Не потому, что участники вечеринки настолько порядочны. Нет, они просто слишком заняты сами собой. А, когда все испытания остались позади и можно пойти и посмотреть, как чувствует себя изгой, выясняется, что он исчез. Лишь открытое окно напоминает о его присутствии там. Видимо Штерн не выдержал эмоционального напряжения и бежал в ночь, в никуда. Чтож, рассуждают участники вечеринки, одной проблемой меньше.
Остаётся открытым вопрос, почему «Пир хищников»? Ведь показанная группа обывателей — жертвы, а не насильники убийцы, не палачи. Может быть, в замысле создателей фильма скрыта мысль, что в каждом внешне добропорядочном человеке есть нечто звериное? Если догадка верна, то как раз именно эта идея не прозвучала в полную силу, и такой недостаток ослабил эмоциональное воздействие ленты. Но фильм является интересным вкладом в разработку военной темы и своеобразной страницей в творчестве талантливого режиссёра. Поэтому приятно напомнить зрителям хорошую работу, незаслуженно выпавшую из культурного обихода.