Длительность 124 минуты
Экранизация одноимённого романа немецкого писателя Б. Шлинка (р 1944). Повествование, ведётся от лица главного героя и охватывает почти сорок лет. В 1958 году между 15 летним Михаэлем Бергом и 36-летней кондукторшей Ханной Шмиц (Кейт Уинслейт) вспыхивает роман. Женщина открыла ему физическую любовь, а он читал ей книги. Однажды Ханна попросту исчезла, а восемь лет спустя, Михаэль (уже студент-юрист) неожиданно обнаружил Ханну среди обвиняемых процесса над военными преступниками. Его бывшая любовница была надзирательницей в концентрационном лагере, участвовала в селекциях и во время пожара не открыла двери тремстам еврейским женщинам, часть из которых заживо сгорела. Другие надсмотрщицы свалили всё на неё, так как вина Ханны якобы подтверждалась написанными ею рапортами и отчётами. Вспомнив о своих сеансах чтения и сопоставив некоторые детали процесса, Михаэль понял, что Ханна неграмотна. Очевидно, она ставила роспись под различными бумагами не понимая их содержания. В этот ответственный момент главный персонаж попросту струсил, не рискнул обнародовать своё открытие, а сама женщина не открыла своей тайны — скорее всего она просто стыдилась своей необразованности.
В результате суд приговорил её к пожизненному заключению. Десять лет спустя Михаэль начал начитывать на магнитофон книги, которые читал Ханне в далёком прошлом. Эти записи он отправлял ей в тюрьму. Слушая их Ханна училась читать и писать. Через 22 года после приговора суд принял решение о её освобождении, но за день до своего выхода, понимая, что на свободе она никому не нужна, женщина повесилась в камере. Перед самоубийством Ханна завещала деньги, заработанные за время заключения, единственной оставшейся в живых еврейке, узнице концлагеря, свидетельнице и жертве её преступлений. Михаэль получил от тюремной администрации эти сбережения, отправился в Нью-Йорк и попытался передать их по адресу, но там отказались принять деньги Ханны и посоветовали перевести их в какую-нибудь благотворительную организацию. Фильм сделан в жанре психологической драмы с неоднозначным, двойственным по смыслу содержанием. С одной стороны показана трагедия рядового исполнителя гитлеровских преступлений. С другой — рассказанную историю можно понять как попытку оправдания обычных нацистских преступников, выполнявших приказы. Великолепная актёрская работа Кейт Уинслейт. Для просмотра в подготовленной аудитории.