Длительность 560 минут (10 телевизионных серий по 53 — 56 минут) + 2 фильма: «Короткий фильм о любви» (87 минут) + «Короткий фильм об убийстве» (84 минуты)
ОСОБО: фильм 8-й «Не лжесвидетельствуй» (55 минут)
Решение о включении этого телесериала в каталог может в чём-то считаться спорным. В пользу решения факт, что он вдохновлён десятью заповедями — нравственным центром Торы, и без этого исходного материала был бы просто невозможен. Против включения работает откровенно христианский характер проекта. Естественно, происхождение, духовный и религиозный опыт поляка Кшиштофа Кеслевского (1941 — 1996) привели к тому, что трактовка материала в фильмах однозначно католическая, хотя и выходящая за узко религиозные рамки.
Для обоснования такого вывода достаточно посмотреть третью серию цикла, вроде бы посвящённую самой что ни на есть еврейской заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». На экране же мы видим отнюдь не Царицу Субботу, а Сочельник и главного героя Януша, который разрывается между женой и любовницей – Эвой. Одинокая женщина вовлекает его в поиски якобы пропавшего мужа, хотя в конце фильма выясняется, что уже три года, как он с ней не живёт. По сути дела лента говорит нам о том, как тяжело человеку быть одному, в столь важный для христианского мира рождественский вечер, понимаемый на Западе как праздник утверждения семейных ценностей. Что ж, прочная семья является признается опорой не только в христианстве, но и в иудаизме, но понимание субботы (которой, ещё раз подчёркну, и на экране, то нет) в носит в последнем несравненно более глубокий характер.
Привлекает то, что «Декалог» преследует цель не просто проиллюстрировать, но раскрыть внутреннее содержание каждой заповеди в её приложении к образу жизни европейца 20-го века. (Именно поэтому он является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мировом кино). Это объясняет и относительную самостоятельность сюжетов каждой части цикла, и их объединенность общим замыслом и местом действия — современной авторам Польши. Вместе с тем, толкование содержания заповедей даже с христианской точки зрения понимается очень субъективно. Достаточно взглянуть на концепцию ленты «Короткий фильм о любви». Как явствует из объяснений, она вроде бы посвящена седьмой заповеди: «не прелюбодействуй», однако большинство критиков справедливо убеждены, что показанная на экране драматическая история взаимоотношений застенчивого юноши и женщины старше и гораздо опытнее его больше соответствует взятой именно из Нового Завета заповеди «Возлюби ближнего своего».
Однако есть в «Декалоге» часть, непосредственно касающаяся еврейской темы. Это 8-й фильм, посвящённый заповеди «Не произноси ложной клятвы». Польша 1980-е. К знаменитому психологу Зофье (Мария Косчалковска) приезжает из США переводчица её трудов Элизабет Лоренц (Тереза Марчевска). Она с интересом присутствует на занятии, посвящённом разбору сложных психологических состояний. После оброненной Зофьей фразы: «Не существует ничего важнее жизни ребёнка», гостья включается в дискуссию и рассказывает историю, произошедшую в феврале 1943 года (незадолго до восстания в Варшавском гетто). В тот день связной привёл в квартиру молодой польской четы шестилетнюю еврейскую девочку, которую те согласились приютить, при условии, если она примет крещение. Однако, когда ребёнок уже сидел в их доме, они отказались от своего обещания, мотивировав свой поступок тем, что подобная процедура является лжесвидетельствованием перед Б-гом. Связной и девочка поторопились уйти, ибо близился комендантский час. Присутствующие студенты быстро охарактеризовали мотив такого решения, как трусость. Но здесь только завязка истории. Выяснилось, что Элизабет – Эльжбета и есть та еврейская девочка, чудом уцелевшая в военные годы, а Зофья – женщина, отказавшая ей в приюте. Теперь они оказываются лицом к лицу со своим прошлым. Эльжбета постепенно узнаёт, что главной причиной отказа была боязнь раскрытия нацистами подпольной антифашистской организации и Зофья впоследствии стала известна, как активная участница Сопротивления. Однако чувство вины за совершённый тогда, в 1943-м поступок не оставляло её никогда и, во-многом определило её дальнейшую личную и профессиональную жизнь.
Чрезвычайно интересен фрагмент, когда Зофья привозит гостью к входу во двор того самого дома, где разыгралась эта драма военных лет. Эльжбета зашла в ворота, прошла вовнутрь и пропала. Прождав некоторое время, Зофья кинулась её искать, но нигде не могла обнаружить. Мы так и не узнаем, был ли продиктован такой шаг Эльжбеты эмоциональными переживаниями или это была, пусть невинная, но какая-то месть за тяжелейшие переживания владевшие ребёнком в тот роковой для неё . Важно другое Зофья мечется по двору, звонит в свою бывшую квартиру, которая превратилась в польский вариант «коммуналки» – там обитают пять хозяев. И всюду она натыкается на равнодушие и нежелание помочь ей в поисках. Этот эпизод невозможно пересказать, его нужно видеть, ибо на экране прекрасно воссоздана атмосфера страха, испытанная маленькой еврейской девочкой в годы Холокоста и заново пережитая пожилой полькой спустя 40-к лет. Пожалуй, здесь, как нигде в фильме, проявился талант режиссёра без объяснений и с минимумом слов, создавать особое настроение, которое наиболее полно раскрывает его замысел.
В итоге две женщины лучше узнали друг друга и стали душевно близки. Никого не осуждая, создатели ленты постепенно подводят зрителя к выводу о существовании высшего нравственного закона, который должен быть внутри каждого из нас. Это стержень веры и неважно ходит ли человек в церковь или молится дома, а может быть и не молится вовсе, этот стержень делает из него человека. Так материал из истории Холокоста стал для Кесьлевского поводом для глубокого размышления о сущности гуманизма.
Результат рассуждений: с точки зрения еврейской темы, можно рассматривать «Декалог» как пример содержательного воздействия еврейской истории и культуры на европейскую. Как одно из бесчисленных свидетельств её влияния на выдающиеся произведения творцов различных видов искусства, в данном случае — одного из крупнейших режиссёров кино — Кшиштофа Кесьлевского.