Длительность 87 минут
Очень неглупая трагикомедия, позволяющая взглянуть на образ жизни и ценности израильтян со стороны. Так, завязка. Лучшего из лучших в далёкой зулусской деревушке Инчонгмен, (понимай, где-то в Южной Африке), кандидата в будущие пасторы отправляют на Святую землю. Там живёт избранный народ и можно приобщиться к свету веры. Звучащая как сопровождение титров песня: «Иерусалим, ты предел наших желаний. Твоё сияние освещает нам путь», отныне будет лейтмотивом действия. Итак, главный персонаж прибывает в аэропорт Бен-Гурион, полный надежд и предвкушения предстоящей поездки. Но здесь, несмотря на паспорт, его определяют в КПЗ, как потенциального мигранта. Отсюда паломника выкупает каблан Шимми (пока существует такая система сотрудничества ушлых дельцов и полиции, незаконно въехавшим иностранцам можно не опасаться высылки) и привозит на задворки Тель-Авива. Там Джеймс оказывается в притоне, набитом нарами и такими же бедолагами, где правит пахан Федя и его русскоязычные дружки. Паспорт у нашего героя, естественно, отобрали, и со следующего утра он пошёл вкалывать на уборке за 500$ в месяц (желающие могут прикинуть сколько «навара» имеет Шимми в месяц с каждого рабочего). И начались для гостя из Африки израильские университеты…
Во время «обучения» он усвоил ряд нехитрых, но важных истин: 1. В Израиле «один пожирает другого». 2. Популярное здесь слово фраер. Означает – человека, который даёт себя обмануть. Принцип взаимодействия: не ты, так тебя. 3. Ещё одно распространённое слово – халтура. Обозначает, как нетрудно догадаться, не только качество работы, но и дополнительный заработок. 4. Высшая ступень знания: думать надо. Тогда деньги у тебя, работа у другого.Джеймс прошёл все стадии. Сначала заслужил внимание своим трудолюбием и истинно христианской скромностью. Нашёл себе покровителя в лице отца Шимми – Салеха (но об этом особый разговор). После изгнания Феди на его историческую родину в Молдавию оказался на его месте. Сумел, используя Салеха (уже по израильски) организовать нелегальный бизнес — распределяя халтуры среди своих чернокожих собратьев наживался на этом. Стал спонсором христианской общины выходцев из Африки. На вопрос таксиста: «Как в Израиле» — ответил чётко – «супер». Словом крутился как многие евреи, и усваивал может быть самый главный урок: хочешь заработать здесь — живи по нашим правилам. Но при этом его желание посетить Иерусалим становилось всё слабее, а желание получить деньги пересиливало духовные устремления. Казалось бы всё ясно – ан нет. Создатели фильма углубили его содержание, введя в него образ Салеха.
Этот неопрятный, но обаятельный старикан с умным взглядом и хитренькой улыбкой вроде бы типичный израильтянин. Выступает знатоком местного образа жизни, использует способность Джеймса выкидывать одни шестёрки, чтобы обчистить карманы своих знакомцев. Но есть у него и нечто выделяющее из общей массы еврейских персонажей – привязанность к своей развалюхе и запущенному участку земли. Ведь сколько раз подьезжали сынок со снохой: продай участок, выстроим на этом месте многоэтажный дом и получишь ты в нем любую квартиру, какую пожелаешь. Но нет: не соглашается Салех. Обустраивает участок, ибо память о незабвенной жене Мириам дороже миллиона. Да и боится, а ну как единственный сын засунет его в квартиру и уже никогда более не покажет носа. Он и Джеймса пригрел, потому как увидел в нём нечто родственное – тягу к земле. И выгнал, из-за того, что, как ему показалось, тот стал на сторону сына. Да и нелегальный бизнес нового знакомца поднадоел; не поймешь то ли перед тобой работник, то ли какой-то начальник.
В последний раз эти персонажи встретились на пикнике. Дожали таки старика родственники – отказался он от дома и чувствует себя абсолютно чужим и бесприютным в этом сонме беспечно веселящихся и упоённо жрущих израильтян. И только теперь становится ясно, зачем понадобился Салех в сюжете. Он нужен чтобы напомнить Джеймсу о забытой им духовной цели его путешествия. Но тут израильская действительность наносит главному персонажу удар ниже пояса. Ему напоминают кто он такой. И, так как он нелегал, его депортируют в родные пенаты. Последний точно найденный иронический штрих. В Тель-Авиве, оказывается, в тюрьме нет мест, и арестованного перед посадкой в самолёт везут в… Русское подворье Иерусалима, где находятся известные на всю страну КПЗ. И вот тут паломник добивается разрешения у сопровождающих полицейских хоть раз сфотографироваться на фоне Святого города.
Хорошо сделанный и сыгранный фильм из которого следую два вывода. Во первых: гои, считающие евреев особым народом и желающие получить от них нечто «разумное, доброе вечное», приобретают вместо этого уроки практицизма бесконечно далёкие от духовности. Во-вторых евреи должны ознакомиться с лентой, чтобы поменьше задирать нос и хотя бы задуматься об ответственностью налагаемой на них Богоизбранностью. Хотя, скорее всего, именно они смотреть её не будут… Для любителей израильского кино.