Эмоциональная арифметика (Канада, 2007) Режиссёр П. Барзман

Длительность 96 минут

Экранизация романа неизвестного в России канадского писателя М. Коэна (1942 — 1999). Книга вышла в свет в 1990-м. По форме фильм – камерная психологическая драма. Сюжет развёртывается в середине 80-х году в Канаде. Уже немолодая американская еврейка Мелани Лэндис (Сьюзен Сарандон) приглашает в гости старого знакомого Якоба Бронски (Макс фон Зюдов), которого не видела с детства с того времени, как её заключили во французский пересыльный лагерь Дранси. С ним вместе приезжает Кристофер (Гэбриэл Бирн), ещё один узник, который находился в том же лагере. Начинается действие полное мучительных воспоминаний и выяснения отношений. (Сцены из прошлого даны в чёрно-белом изображении). Каждый из персонажей по своему колоритен.

Самый старший Бронски. Для своих друзей юноша был защитником и покровителем. Из Дранси его этапировали в Освенцим, откуда (неясно, почему) он попал в советские лагеря. Там Якоб убил охранника, издевавшегося над женщинами и его признали душевнобольным и поместили в психушку. На нём пробовали разные варварские метолы «лечения». Когда ему давали наркотики и он начал писать стихи, которые позднее составили книгу «Погребённые во тьме» с посвящением: «Мелани, лучу света». Оттуда пришла неоднократно повторяющаяся строка: «И, если вы спросите меня, верю ли я в Бога, простите, если я отвечу: «А Бог верит в меня?». Затем к нему применили электрошок, после чего Якобу ему стало трудно сконцентрироваться, резко ухудшилась память и «слова иссохли». Нам не дано знать когда и как Бронски вернулся на Запад, известно только, что он провёл в заточении 35 лет.Кристофер Льюис единственный в компании не еврей. Он ирландец и в своё время попал в Дранси по ошибке. Полюбил детской любовью Мелани, но после войны Красный крест разлучил их: девочку отправили в Штаты, а его оставили в Европе. Чувство к ней он сохранил на всю жизнь и личную судьбу так и не устроил. Стал известным учёным-энтомологом. На месте концлагеря не был много лет, а когда всё-таки приехал, увидел самый обычный жилой район, без следов прошлого. «Чтож, людям надо где-то жить»Мелани. Попала в Дранси после того, как родителей арестовали и с того времени их больше никто не видел. Перед отправкой Якоб вручил ей тетрадь с записями прибытия и отправки заключенных, с их именами, численностью эшелонов, датами. Он говорил: «Когда-нибудь люди захотят узнать что было здесь», «Нужно помнить, иначе это будет повторяться снова». Девочка выросла, но навсегда осталась в военных годах.  В мансарде у неё хранится картотека жертв прошлого, не только Холокоста, но и иных трагедий. Её преследуют последствия детских потрясений – периодические нервные приступы. «Есть уютная клиника, куда я ложусь, время от времени, когда у меня бывают срывы». От того же времени склонность к смертельному риску. «Она одержима» — говорит о ней муж. Тетрадь с записями она вернула Якобу спустя 40 лет, а он и забыл про неё. Осознав, какое тяжёлое влияние произвело его поручение на девочку, старый человек готов признать своё тогдашнее решение ошибкой: «Я не должен был говорить помни, я должен был сказать живи».

Нелегко рядом с такой женщиной её семье. Муж Дэвид (Кристофер Пламмер) в прошлом профессор истории, женился на своей студентке, зная о её прошлом. Он обещал ухаживать за ней и слово своё сдержал. Тень прошлого лежит и на сыне Мелани Бене. Мальчик лишь случайно и урывками узнавал о прошлом матери.Тетрадь с записями символически забыта под дождём, смывающим из неё все события, фамилии, даты… Казалось о прошлом можно забыть, но нет. Бен, обнаруживший тетрадь старательно высушивает её феном, пытаясь спасти содержание исписанных страниц. Кристофер уезжает, однако перед отъездом проверяет свою догадку и выясняет, что Якоб тогда, в Дранси он подкупил чиновника и тот за две пачки дефицитных американских сигарет вычеркнул имена Мелани и Кристофера из списка детей коих должны были отправить в Освенцим. Зато в эшелон включили его, Якоба. Кристофер говорит ему: Ты пожертвовал жизнью ради нас, на что Якоб отвечает: «Это подарок».

В фильме чувствуется хорошая, крепкая литературная основа, однако сценарий многословен и это отражается на динамике действия. Имея в своём распоряжении квартет могучих исполнителей, режиссёр не сумел создать на экране эмоциональное напряжение соответствующее трагизму поднятых проблем. В целом лента оставляет неяркое впечатление. Для зрителей интересующихся Холокостом и его последствиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.