Длительность 91 минута
Документально — художественный фильм о спасении евреев турецкими дипломатами в годы Второй Мировой войны. Интервью со спасёнными людьми дополняются игровыми эпизодами, разыгрываемыми на этом фоне без слов и снятыми в стиле старого кино. Сюжет: после начала войны на территории оккупированных стран Европы, главным образом во Франции оказалось несколько сот евреев имевших гражданство Турции. Их арестовывали, и дипломатам их страны (в ленте названо 19 имён) пришлось вступать в контакт с гитлеровскими властями и предотвращать заключение своих подданных и отправку их в концентрационные лагеря. Однако, ряд работников в посольствах и консульствах Турции на этом не остановился. Они начали выдавать турецкие паспорта евреям, гражданам европейских стран. В эту работу были вовлечены Посол Турции в Виши Саффет Арикан, консул в Марселе Нечдет Кент, посланник в Париже (1940 — 1943), Бехик Эркин, Кудрет Эрбе – консул в Гамбурге и другие. Всего таких документов было выдано по неполным данным порядка 2.000. Схема спасения была примерно такой же, какую в свое время использовал шведский дипломат Рауль Валленберг, когда выдавал паспорта Швеции венгерским евреям, которых должны были отправить в концлагеря. Правда нацисты пытались устраивать проверки на знание турецкого языка, но, так как знатоков его остро не хватало на местах «экзамен» сводился к несложным диалогам, которые можно было выучить достаточно быстро. Получившие турецкие документы могли ехать поездом через все оккупированные страны до Стамбула. Как выразился один из рецензентов: «В этот темный период истории действия турецких дипломатов зажгли свечу надежды и позволили обречённым людям отправиться в Турцию, где они обрели свободу».Работа над лентой продолжалась порядка 6-ти лет. МИД Турции открыл для его создателей дипломатические архивы. Съёмочная группа побывала в США, Франции, Германии и Израиле в поисках уцелевших участников этой эпопеи и их потомков. (Любопытная деталь: текст идёт на немецком, французском, турецком языках с английскими субтитрами. Такой ход, как считает режиссёр, «подчеркнул истинность свидетельств и их эмоциональную подлинность, которые могли быть утеряны в случае дубляжа»). Кинематографисты собрали уникальные материалы и сумели заснять на плёнку ценные воспоминания. Так, в одном из эпизодов Арлетт Бульс рассказала: «Когда мой отец был арестован немцами, как еврей и отправлен в лагерь для интернированных в Дранси, в пригороде Парижа, моя мать сразу же отправилась в посольство Турции и попросила спасти моего отца. Благодаря письмам посла, он был спасен». Один из авторов ленты Селикхан вспоминает одно свидетельство о старом еврее, который прожил много лет после войны, но на смертном одре призвал двух своих дочерей «никогда не забыть, что это турки спасли нас». Такое признание свидетельствует о глубокой благодарности и стало лучшей похвалой в адрес работников турецких посольств, названных в фильме. Никто из них не дожил до начала 21 века, но они оставили о себе светлую память. Как сказал консультант ленты и руководитель фонда изучающего историю и культуру турецких евреев Наим Гюлериуз «Турецкие дипломаты сделали все возможное, чтобы спасти евреев на фоне бушующего жестокости к ним Холокоста. Эта страница истории была известна только узкому кругу специалистов, но мы хотели сделать её достоянием общественности».Значение фильма выражено в приведённом выражении из Талмуда и такого же изречения из Корана «Тот, кто спасает одного человека – спасает мир». Однако, после печальных событий с так называемой «флотилией мира» режим Эрдогана решил использовать «Турецкий паспорт» в пропагандистской кампании развязанной против Израиля. Как отмечает бывшая культурный атташе в Турции Батья Кейнан: «Они пытаются сказать: « мы хорошие люди, мы защищали евреев во время Холокоста и защищаем палестинцев сейчас, а вы стреляете в нас. Как вам не стыдно». К тому же один из создателей ленты, отметил, что фильм был частной инициативой и не финансировался государственными структурами страны и не зависит от политической ситуации. Тем не менее, попытки современной турецкой дипломатии использовать ленту в коньюнктурных целях так же показательны, как и поощрение съёмок антиизраильской продукции, типа боевика «Долина волков. Палестина» — см каталог. (аннотация не закончена. Она составлена по различным источникам и по 6-минутному трейлеру. Автор полного фильма не видел)