Версия Барни (Канада-Италия, 2010) Режиссёр Р. Дж. Льюис

Длительность 134 минуты

Вариант названия «По версии Барни». Экранизация романа канадского писателя Мордехая Рихлера (1931 — 2001), посвящённая ему же. История жизни главного персонажа, проходящая перед ним в воспоминаниях незадолго до его ухода в мир иной. Ассимилированный еврей, сын копа Барни Панофски причудливо сочетал еврейские упорядоченность и трудолюбие со стремлением к чему-то яркому и необычному. Отсюда вечная двойственность: стремление иметь постоянную, пусть скучную, работу и склонность к ярким, неординарным женщинам, которых он искал и находил среди соплеменниц. Эксцентричной, неуравновешенной была его первая избранница Клара Чамберс-Черновски, покончившая с собой. Обаятельной и душевно богатой оказалась встреченная им в день своей второй свадьбы на добропорядочной девице из скучной деловой семьи его настоящая любовь Мириам Грант.

Только в общении с ней Барни превращался из раздражительного сценариста и продюсера в обаятельного выдумщика способного на непредсказуемые поступки и упорного в достижении цели. Чтобы развестись с нелюбимой супругой, Барни подговорил друга Буги  соблазнить её.  Вот только, надравшись от радости после успеха своего замысла и играясь с оружием, он случайно выстрелил в него. Нам не совсем понятно убил ли главный персонаж приятеля, или нет, но с большим трудом Барни избежал ареста и уголовного наказания. А подозрение в совершении тяжкого преступления преследовало его всю жизнь. Дальше всё вроде бы шло по плану: женитьба на Мириам, двое детей и годы спокойного семейного существования. Однако чада выросли. Жена вернулась к работе и с успехом стала подвизаться на радио. Ушёл из жизни ершистый, горячо любимый отец, Исраэль Панофски (сцена прощания сына с отцом одна из лучших). Вот только, «седина в бороду…» — папины гены. Не устоял Барни, появилась молоденькая любовница и такая налаженная машина семейного счастья пошла под откос, пущенная туда своими руками. А дальше одиночество, примирение с Мириам, болезни и неизбежный уход из жизни… Кстати сын главного персонажа ухаживал за больным отцом так же трогательно, как и сам Барни относился к Исраэлю Панофски.В фильме достаточно заметно прослеживаются черты жизни рядового американского еврея за последние сорок лет в которых о принадлежности к еврейству больше напоминает обрядность, а национальное чувство проявляется в сборе пожертвований на Израиль. Хотя, ещё проходят шабаты с гефилте фиш и традиционными подсвечниками. Ещё проводятся еврейские свадьбы, когда участники торжества надевают кипы, а раввин проводит обряд. Мы видим и обязательное разбивание стакана и торжественный момент, когда новобрачные взмывают над головами гостей на стульях, поднятые друзьями и родственниками, под возгласы «Мазал тов». Об этой связи говорят финальные кадры, когда Мириам кладёт на могилу Барни не цветы, а камешки, как и положено в еврейской традиции.

По жанру «Версия Барни» трагикомедия, гибрид мелодрамы с семейным романом. Она сделана в спокойном ритме, оправданном только в случае внутренней психологической насыщенности. Такая напряжённость в фильме есть и достигается не только продуманной режиссурой, но и прекрасной работой исполнителей главных ролей. Прежде всего это сам Барни (Пол Джиамати), создавший в ленте одну из своих лучших ролей. Его персонаж выдает себя за циника, но в сущности сентиментальный романтик, находящий выход в для своих чувств в изготовлении мыльной оперы, которую «выдаёт на экран» на протяжении многих лет. Человек импульсивный, он, по выражению одного из зрителей «живет на топливе под названием эмоции». В этом его сила и его слабость. Способный на решительные поступки он, чисто по-мужски может оказаться неспособным на постоянство. Великолепен Дастин Хофман в роли Исраэля Панофски. Бывший полицейский, сталкивавшийся с теневыми сторонами американской жизни, в том числе и с антисемитизмом, он прошёл суровую школу службы, и умеет найти выход из самой затруднительной ситуации. Грубоватый юмор копа, шокирует благонравных еврейских дам. Внутренняя двойственность Исраэля особо проявлялась в его неистовом влечении к женщинам. Доступных баб этот волокита преследовал до конца дней своих, но, одновременно, хранил нежную привязанность к умершей жене, надо думать, много вынесшей через его дон-жуанские похождения. В этом особенно заметна его связь с отпрыском. Редкий случай, когда в дуэте Исраэль-Барни актёрам удалось показать неразрывную связь между отцом и сыном. А мастерство великого голливудского маэстро засвидетельствовано в одном из интервью Джиамати, сказавшего: «Чтобы проникнуть в суть каждой сцены, Хоффман выворачивает ее наизнанку, превращает в картину Пикассо. Мне остается только за ним следовать — он всегда знает, что делает».  И, конечно, очень мила молодая английская актриса Розамунд Пайк (Мириам Грант), которая безупречно и живо воплотила в себе мечту Барни, его настоящую любовь, любовь до гроба. Её  скромная, но утонченная внешность, изящество и обаяние — украшение фильма. Такая женщина может вдохновить мужчину на самые нелогичные, совершенно непредсказуемые поступки.

По утверждениям Интернета фильм (что бывает крайне редко!) получился гораздо лучше романа, очень прохладно принятого критиками и читателями. Для зрителей интересующихся воплощением еврейской темы в мировом кино и просто для любителей хорошего кино.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.