Длительность 95 минут
Вышедший в самое неподходящее время этот чёрно-белый, фильм был скоро забыт, но для нас представляет непосредственный интерес. Перед нами сборник из трёх новелл, посвящённых непостижимой женской природе и неистовому стремлению прекрасной половины человечества к любви. Нас интересует прелюдия и первый эпизод ленты. В прологе некий западный бизнесмен Вилли Фабрицци (или Фабрициус) приехал в Прагу заключать какой-то важный контракт. После завершения переговоров сексуально озабоченный гость отправился в центр города на поиски приключений. Ровно в полночь, возле знаменитых башенных часов с движущимися фигурами, он встретил ну очень привлекательную блондинку. Зузанка увлекла его на… старое еврейское кладбище. Здесь, в окружении древних надгробий с ивритскими письменами она поведала главному персонажу оригинальную, не лишённую изящества вариацию истории о Големе. И вот мы уже переносимся в 17 век и становимся свидетелями конфликта двух иудейских мудрецов: знаменитого Иегуды Лейба (Льва) бен Бецалеля (1512 — 1609) и его коллеги мифического раввина Нафтали бен Хаима из Кракова.
Так начинается новелла «Последний Голем» (режиссёр Иржи Брдечка). Вот её сюжет. После того, как великий Бецалель разрушил Йоселе, своего искусственного андроида спасшего еврейскую общину Праги от преследований, император Рудольф пристал к нему как банный лист с требованием создать нового подобного слугу. Но старик оказался твёрд, как кремень в своём решении не прибегать более к чародейству и отказался выполнить волю монарха. Тогда король придумал хитрый ход, он выписал из Кракова другого знатока Каббалы Нафтали бен Хаима и тот согласился выполнить приказ Рудольфа. «Не будет тебе моего благословения» — грозно сказал Иехуда Лейб. Но это не остановило конкурента. Используя заклинания, тайные силы и даже духов природы тот создал нового Голема, гораздо сильнее и могущественнее, чем у предшественника. Однако и Бецалель не дремал. Он подослал к Нафтали своего андроида, в виде симпатичной, но неразговорчивой девушки. Краковский раввин не устоял перед обаянием незнакомки. Завершив своё творение, он решил похвастать перед ней своим могуществом. Но Иехуда Лев, устами своей посланницы попросил, дабы Нафтали попросил глиняного истукана поклониться, и, когда тот выполнил приказ, девушка, целуя раввина, стёрла за его спиной со лба Голема магическое слово «эмет» (истина) дававшее искусственному слуге подобие жизни. Тот стал изваянием, обрушился на создателя и похоронил его под кучей глины. А искусственная девушка вернулась к Бецалелю, который уничтожил и её. Мораль сей истории, звучащая с экрана возвращает нас в 20-й век. «Женщине нельзя верить, даже если она глиняная. Женщину надо любить. Любовь обезоруживает её, но только если это настоящая любовь». (К сожалению, кадров из новеллы не обнаружено).«Под сладкий лепет мандолины» Фабрицци заснул, а когда вернулся в реальность, спутница сказала ему: «Ты находишься рядом с могилой Иехуды Льва. Если положить на неё камешек и чего-нибудь пожелать, оно непременно сбудется». Зузанка оказалась несчастной женщиной попавшей в ад за гордыню, тщеславие и сластолюбие. Лишь раз в 190 лет она могла появиться на земле на одни сутки и попытаться за это время найти единственное средство спасения — настоящую любовь. Естественно бизнесмен Вилли оказался не способен на высокое чувство, даже возложение камешков на надгробие Бецалеля не помогло. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.