Длительность 73 минуты
Можно встретить как «Летний отпуск». В англоязычных странах демонстрировался под названием «My Father My Lord» — «Мой отец мой Б-г». Очень обстоятельно, задушевно рассказанная драма ортодоксальной еврейской семьи, отнесённая многими критиками к арт-хаусу и выкладываемая в торентах в соответствующих разделах. Почему? Из-за обрамления основного действия? Действительно, в первом эпизоде зритель видит глубоко потрясенного человека и понимает, что тот пережил какую-то трагедию. Однако далее всё развивается последовательно и неторопливо, без намёков на некие новации. Зритель видит семью ортодоксального раввина Авраама Эйдельмана (Асси Даян), где всё идёт в темпе и русле традиций предусмотренных Торой. Её глава преподаёт в ешиве и всё свободное время проводит за изучением священных текстов. Жена Эстер (Шарон Хакоэн Бар) ведёт хозяйство и воспитывает сына. Самый центр микрокосма – единственный и любимый ребёнок, восьмилетний Менахем (Илан Грифф).
Нужно видеть как настойчиво, но нежно воспитывает папа своего наследника, как приучает его к значимости своей постоянной духовной работы, сажая в кабинете или забирая его с собой в синагогу. Его не смущает, что сын засыпает в кресле за книгой; пусть впитывает ауру еврейской мудрости. Когда он обнаруживает у отпрыска фотографию, то нежно, объясняет мальчику почему не следует хранить такие изображения (угроза греха идолопоклонства) и после его слов Менахем САМ рвёт фото.Вместе с тем, сын раввина – мальчик очень любознательный. Его быстрый взгляд постоянно обращается к различным людям и предметам. Именно поэтому он с таким интересом воспринимает предстоящую поездку к морю (один эпизод, где Менахем играет возле ванны говорит о его интересе к водной стихии). Показаны развлечения на берегу, где мальчонка поймал рыбку в пакет (для аквариума?). Но отец не раньше не позже отошёл к группе единоверцев для вечерней молитвы. Пока те общались со всевышним, мальчик упустив рыбку отправился искать её в воду и погиб. Очень убедительно воссозданы ужас отца отчаяние матери, тревога и стремление верующих евреев помочь главному персонажу. Весь облик Авраама выражает отчаяние и вопрос ко Всевышнему: за что? Достойным завершением действия стал эпизод, когда Эстер сбрасывает свящённые книги на голову мужа, выражая, тем самым отказ от веры. Всё логично, при чём же тут арт-хаус.Ряд рецензентов ссылается на развёрнутую в ленте символику. Особенно выделяются ими два эпизода. Уже в одной из начальных сцен, показывающих Менахема в школе, зритель видит его изучающим историю жертвоприношения Ицхака («Берешит» 22.1 — 24). В библейском сюжете Б-г Авраам сказал, что тот должен принести в жертву своего единственного сына, однако в результате отказался от своего требования и ребёнок последний момент был заменён ягненком. Школьники закрепляют на доске различные фигуры действующих лиц рассказа – живых и неживых: среди них Авраам, Исаак, костёр, ягнёнок. Менахем пытается прикрепить фигурку ягненка, но та не держится и всё время падает. А тут приходят родители, забирают его, и он уходит так и не «обеспечив» животное для жертвоприношения. В этом фрагменте, вроде бы заложен намёк на последующие события, когда Авраам, увлёкшись молитвой, перестаёт контролировать действия активного мальчика и тот выступает тем самым ягнёнком. Но во-первых, если уж говорить точно, Всевышний освободил праотца от непосильной жертвы за стойкость веры, а раввин Эйдельман в изображении Асси Даяна предстаёт безукоризненно верным учению иудаизма «хахамом», крепость веры которого нет необходимости испытывать. Во-вторых, символика обычно как-то выделяется, подчёркивается, а в фильме этого нет – отваливающееся изображение так и остаётся случайной бытовой деталью.Второй эпизод. Взирая на мир сквозь стекло хедера, мальчик видит горлинку сидящую на гнезде с птенцами. Чем уж она не устроила верующих евреев непонятно, но именно её Авраам сгоняет с гнезда. Делает он это благоговейно, с молитвой, но факт остаётся фактом. Для толкования фрагмента рецензенты тут же привлекают фрагмент из книги «Дварим» (22.6-7). «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои». Вряд ли такой знаток Торы, как рав Эйдельман не помнил такой фрагмент. И потом, согнав птицу он ушёл, тем самым дав ей возможность вернуться к гнезду. Что-то не укладываются ни сам фрагмент, ни его толкования в понимание этой цепочки событий как символа. И уж совсем трудно усмотреть в «Летнем отдыхе» некую притчу о событиях из жизни самого режиссёра Давида Волаха, об его исходе из лона религиозной семьи в светскую жизнь. Налицо не показ неосознанной жестокости верующего отца, поставившего религию выше сына, а добротно сделанное, эмоционально убедительное и психологически обоснованное размышление о слепой случайности, наносящей удары по тем, кто их не заслуживает. Для любителей израильского кино.