Суд на Богом (Великобритания, 2008) Э. де Эммони

Длительность 85 минут

Не отличающийся особыми художественными достоинствами телефильм снятый на студии BBC привлёк, тем не менее, внимание многих зрителей заложенной в сценарии поблематикой и вызвал в интернете оживлённую дискуссию. В нём воссоздан исторический факт произошедший во время войны в концлагере Освенцим. Там группа заключённых евреев, потрясённых трагедией Холокоста устроила суд над Всевышним, усомнившись в его справедливости. В начинающей действие и далее идущей пунктиром сюжетной линии, группа туристов уже в наши дни посещает страшную фабрику уничтожения, превращённую в музей. Один из стариков вспоминает страницы прошлого. Деловой подход туристического бизнеса резко контрастирует с врезками, показывающими прибытие в лагерь новой партии жертв Шоа. Места для них освобождают их предшественники, которые должны пройти корректно называемую сортировку, а по сути отбор. Счастливчики недолго продолжат земную жизнь; неудачников отправят в газовую камеру. Достаточно быстро современность уступает место на экране страшному прошлому, и вот уже «старички» открывают новичкам нехитрые правила выживания.

Именно в ходе обмена мнениями и произносятся одним из заключённых фразы ставшие спусковым крючком для дальнейшего действия. «Он (Б-г) меня слышит, но ничего не делает. Он ещё больший негодяй, чем я думал… Это он должен здесь сидеть, а не мы… мы должны судить этого негодяя, тогда он, может быть нас услышит». Идея находит не только противников, но и защитников, вспоминающих страницы книги «Берешит», где праотцы не только встречались со Всевышним, но и осмеливались спорить с ним. И вот уже сложилось подобие раввинского суда  —  состоявшего, как знали присутствовавшие из трёх человек. Его ав бейт-дином (председателем) стал Баумгартен — берлинский профессор, крупнейший специалист в области уголовного права, знающий как вести процесс. Рядом с ним сидел знаток Торы, профессор Шмидт и его лучший студент Идек, как секретарь. Большей частью безмолвствующий ребе Акива выступал живым воплощением Торы, ибо знал её наизусть. И началось столкновение мнений, которое показало не столько знания узников, сколько результат изучения авторами сценария различных точек зрения на трагедию Холокоста в еврейской и нееврейской среде .

После недолгого обмена мнениями против Всевышнего было выдвинуто обвинение в нарушении договора. Присутствующие знали традицию и потому были осведомлены о заключении Б-га с Авраамом  особого договора — «завета». Он был подтверждён Моисею в момент, когда тот выводил евреев из Египта.  и, если Творец нарушил его, значит он просто мошенник. С экрана звучат разнообразные сведения из истории евреев. Один из заключённых Кун упомянул страдания на реках Вавилонских, изгнание с исторической родины и начало многовекового галута, изгнания из Испании, погромы в России, наконец, Холокост («Видимо свидетель имеет в виду, что Б-г нарушал договор регулярно» — оттенком иронии замечает председатель). Однако результат развышлений оратора оказался неожиданным: «Страданье не противоречит Б-жьему замыслу. Если мы принимаем от Б-га счастье, то не должны ли мы со смирением переносить и несчастье». Тем более, что возможно не Б-г нарушил договор, а мы сами. В этом случае геноцид нацистов есть «расплата за наши грехи» под которыми понимается отступление от заповедей и традиционного образа жизни. Закономерное возражение: почему же кара постигла также верующих евреев, соблюдающих все заповеди и живущих строго по традиции. Таких как Эзра Шапира из Данкевица и вся община городка, вместе с ребе Акивой велим мудрецом и знатоком ТаНаХа (еврейской Библии). И сопутствующий вопрос: почему Б-г наказывает хороших людей, вместо, например, Гитлера? Ведь «по закону наказание должно быть адекватным преступлению». Какие же страшные прегрешения совершили евреи, если их постигла столь страшная участь? Тем более, что в лагерь попали и маленькие невинные дети. Какого наказания заслужили они?Фильм отнюдь не преследует цель предложить нам истинное толкование проблемы над решением которой до сих пор бьются выдающиеся умы различных национальностей. Но наблюдая за спором обречённых вспоминается печальное изречение израильтянина Эли Визеля, прошедшего круги лагерного ада:: «Бог умер в Освенциме» И остаются вопросы. Оценивать ли Холокост как «очистительный пламень за которым последует золотой век», но, если в нём погибнут лучшие и уцелеют только самые хитрые, изворотливые, бесчеловечные, готовые пойти на любой компромисс, каким оно будет это «светлое будущее»? И каково значение этого процесса для людей, которые в конце фильма осуждают Всевышнего, а спустя несколько минут идут на смерть? В ленте гораздо больше вопросов, чем ответов, но она будоражит мысль и кроме того в финале найден удивительно ёмкий кинематографический образ подводящий итог действию. В помещении газовой камеры стоят перемежаясь друг с другом современные туристы и нагие узники Освенцима, те, кто через несколько мгновений уйдут в мир иной. В этом мгновении одно из важнейших достижений.  «Суда над Б-гом», призванного тревожить наши разум и совесть и сохранять память о трагедии Холокоста с тем, дабы не допустить её повторения. Для зрителей интересующихся историей Второй Мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.