Длительность 101 минута
Один из наиболее содержательных фильмов о проблемах современных арабо-израильских отношений. Как утверждают его создатели, в основе сценария лежат реальные события. Сюжет прост: в одном из израильских поселений на западном берегу Иордана живет вдова-палестинка Сальма Зидан (Хиам Аббас), чьё единственное состояние сад, насаженный её отцом. В один прекрасный день по соседству поселился не кто-нибудь, а министр обороны Израиля – персона важная и неусыпно охраняемая. (Непонятно только, зачем ему жить в таком неудобном месте. Остаётся предположить, что это либо политический трюк, либо каприз влиятельной особы). Срочно возводится ограждение, камеры наблюдения вышка для часового. Но вот беда лимонные деревья на соседнем участке закрывают видимость и мешают телохранителям добросовестно выполнять работу. Принято решение: обзор расчистить, неудобные насаждения срубить, владелице выплатить компенсацию. Однако, для Сальмы сад не просто источник лимонов, но память о предках, посадивших их много десятилетий назад, символ неразрывной связи с землёй.
И начинается единоборство неграмотной, не знающей иврита женщины-одиночки со всесильным бюрократическим аппаратом. Сальма нанимает адвоката Зиада Дауда (Али Сулейман), и пускается в хождения по кругам чиновничьего ада. В первой инстанции дело проиграно, более того, владелице сада запрещено в него входить – деревья сохнут без ухода и полива. Но упорная крестьянка проникает через изгородь, ухаживает за лимонами, и подаёт аппеляцию выше. И вот уже, с помощью левой израильской прессы, дело получает огласку, а вскоре получает и международный резонанс; им заинтересовались не только арабские СМИ, пекущиеся о несчастных палестинцах, но и европейские правозащитные организации. В итоге Верховный суд Израиля принимает внешне справедливое, но по сути издевательское для Сальмы решение часть: сада, мешающего охране министра обрезать до высоты 30 см, но не трогать остальное (частная собственность превыше всего). Основная сюжетная коллизия дополняется лирической. В процессе совместной борьбы и общности интересов возникает взаимное чувство между Сальмой и Зиадом. Для одинокой женшины это огромная радость, но местные жители воспринимают такой поворот событий достаточно враждебно: адвокат на 10 лет младше. К тому же он приехал из Москвы, где оставил русскую жену и 4-летнюю дочь. Словом, у их отношений нет будущего. Центральной смысловой линией, без сомнения, стал показ противостояния евреев и арабов через столкновение бездушной государственной машины и одиночки. Причём лента позволяет сделать вывод, что палестинская и израильская бюрократия — явления одного порядка. Но, если первая обрисована бегло, то вторая во всей своей «красе». В образе мифического министра обороны Израиля Навона показан администратор для которого политические игры и забота о престиже и мнении его коллег важнее, чем гуманность и внимание к интересам отдельной (тем более палестинской) личности. При этом, у него всегда есть оправдание: не я установил «правила игры», но следовать им надо. Служба безопасности решила вырубить мешающие деревья, значит быть по сему, к тому же их владелице предложены деньги, чего же она ещё хочет? Слов нет – противостояние вещь жестокая, особенно когда оно переходит на уровень вооружённого столкновения. Но и здесь у создателей фильма звучит нота осуждения в адрес солдат, вторгшихся в мирный дом и перевернувших там всё вверх дном в поисках террористов.Однако и простые израильтяне также способны проявить человечность, вроде солдата по прозвищу «Шустрый», пытающегося уговорить Сальму отойти от ограждения. На этом фоне особое место занимает образ жены министра Миры Навон (Рона Липаз-Михаэль), принесшей сбя в жертву карьерным амбициям своего супруга. Она, безусловно, личность страдающая и, может быть, поэтому ей доступно чувство сопреживания. Именно эта женщина первая и почти единственная говорит своей арабской соседке «извините» и пытается просто встретиться с Сальмой (даже перелезть через эту приобретающую характер символа изгородь) – желание, которое пресекается бдительной службой безопасности. Именно она, в беседе с подругой, журналисткой Тамар Гера (Смадар Яарон) даёт нравственную оценку происходящему (впрочем та придаёт её откровениям оттенок дешёвой сенсационности). Её фигуру мы видим в зале заседаний Верховного суда, куда она приходит с не оправдавшейся надеждой на действительно мудрое решение конфликта. Даже у супруга пробуждаются к концу фильма какие-то нормальные эмоции. К концу действия у зрителя рождается чувство: не будь государства с его насилием, политическими игрищами, бюрократией, люди бы договорились как им жить в согласии. Но… В финале мы видим Сальму трагически стоящую среди обезображенных деревьев (решение Фемиды выполнено). С другой стороны смотрит в окно министр Навон. И между ними уже не ограда из сетки, а стена разделяющая израильские и палестинские земли. Она выглядит уже не мерой предосторожности против террористов, а барьером отчуждения между двумя народами. И повисает в воздухе вопрос: как её преодолеть.Эран Риклис – режиссёр поднимающий в своих фильмах по-настоящему серьёзные проблемы современного Израиля. И делает он это на высоком уровне. В его работах мы видим и качественные сценарии с хорошей психологической проработкой характеров и чёткую постановку конфликта, и убедительные актёрские работы – особенно хороша Хиам Аббас. К тому же, режиссёр реалист и не склонен к хэппи-эндам. Фильм с успехом показан на ряде международных кинофестивалей. Для любителей хорошего израильского кино.