Две стороны (США-Израиль, 1992) Сценарист и режиссёр А. Коллек

Длительность 86 минут

В русских сайтах встречается перевод оригинального названия «Double Edge» как «Двойная сторона» и даже, «Обоюдоострое лезвие«. Интересная попытка беспристрастно осмыслить палестино-израильский конфликт средствами игрового кино. По сюжету американская журналистка Фэй Милано (Фэй Данауэй) впервые прибывает в Израиль где-то в конце 1980-х. Она не знает ни иврита, ни арабского языка, но занимает пропалестинские позиции и считает, что приехала на Ближний Восток помочь угнетённому народу. В первый же день в Иерусалиме ей рассказывают историю о трёх погибших от рук израильских солдат палестинцах. Она едет в Восточный Иерусалим и берёт интервью у Ахмеда Шафика (Макрам Кхури) отца одного из них, одного из руководителей арабского сопротивления. Тот предстаёт перед ней человеком полным терпимости, якобы способным даже отдать органы погибающего сына израильскому ребёнку. Однако, объективность требует выслушать и другую сторону.

Такая возможность открывается для неё после знакомства с отставным полковником, известным писателем Давидом (А. Коллек), племянником мэра Святого города Тедди Коллека (В жизни режиссёр Амос Коллек – его сын). Давид устраивает Фэй встречу с дядей, за которой за которой следуют интервью с общественными деятелями обеих сторон.Нужно отдать должное режиссёру, он не идеализирует обе стороны, показывая как противостояние евреев и арабов порождает и развивает насилие, углубляет пропасть между двумя лагерями. С одной стороны мы видим жестокость израильтян: разгон демонстраций, патрули на дорогах, уничтожение дома, где раньше жил террорист, ликвидация руководителей экстремистских организаций, таких как Ахмед Шафик.  Осложняет положение и наличие цензуры, внешне ограничивающей свободу слова, а, фактически пытающейся пресечь тиражирование недостоверной информации. Но с другой стороны показана абсолютная беспринципность палестинцев, спекулирующих святыми лозунгами борьбы за свободу и независимость. Они упорно ведут войну не против армии (в столкновениях с ней они обречены а поражение), а против мирного населения. При этом, арабская сторона заведомо искажает факты, используя в своих интересах стремление журналистов найти сенсацию. (Чего стоит обварившийся кипятком ребёнок, доставленный в больницу израильским военным вертолётом. Его выдают за безвинную жертву, получившую ранение при взрыве дома). Когда Фэй приезжает на встречу с Мустафой Шафиком (Мохаммедом Бакри), тот, после беседы с ней просит её пойти к некоему человеку в дом через дорогу, передать записку. Ничего не подозревающая женщина выполняет поручение, но этого араба сразу же убивают, а труп его вешают вниз головой. Оказывается это предатель, которого нужно было выманить из наружу. «Вы меня использовали» — говорит потрясённая журналистка, и Мустафа подтверждает это.По ходу действия главная героиня узнаёт о многих трагедиях, постигших израильтян, отвоёвывающих право жить на своей земле. Но особую значимость для понимания развития основной идеи приобретают два фрагмента. Первый, в начале, когда Фэй защищает малолетнюю арабскую школьницу, участницу демонстрации от израильского полицейского. Обратившись к ней с желанием узнать всё ли у девочки в порядке, она получает плевок в лицо. Второй – в финале. Оставшуюся одну в чужой легковушке Фэй окружает большая группа арабских подростков. Один из них вырывает из рук журналистки фотоаппарат и убегает с ним, в то время, как остальные начинают раскачивать автомобиль, намереваясь разбить его. Напуганная женщина, обнаруживает в «бардачке» пистолет, выскакивает наружу и целится в одного из погромщиков, стоящего на крыше машины с большим камнем в руках. Этот кадр сделан финальным. Он ставит некий знак вопроса ко всему содержанию ленты и намекает на изменение позиции главной героини.В откликах на фильм нет единодушия. С одной стороны все без исключения высоко оценивают работу Фэй Данауэй. В начале действия её героиня решительная, волевая женщина, убежденная в своей правоте. Но, в процессе развития событий, она находит в себе силы отойти от сложившегося по различным источникам представления об Израиле, как месте, где сталкиваются плохие евреи и хорошие палестинцы. В таких высказываниях нет ничего удивительного – Данауэй актриса очень высокого класса, а созданный её образ Фэй Милано является украшением этой ленты и придаёт ей более высокий уровень. С другой стороны представлялось спорным введение в действие игровой ленты реальных политических деятелей, таких как Тедди Коллек, Аба Эбан, рабби Меир Кахане, других представителей как еврейского, так и арабского лагеря у которых главная героиня берёт интервью. Такое соединение художественного и документального одни сочли искусственным, а другие расценили как удачный ход, повышающий доверие к рассказанному с экрана. К достоинствам фильма также отнесли стремление показать точку зрения обеих сторон. Это, по мнению некоторых критиков сделало сюжет кинокартины «сбалансированным». Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.