Длительность 97 минут
Экранизация пьесы Жана-Мари Бессе «Электричка», основанной на реальном происшествии 2004 года. Содержательная психологическая драма в которой еврейская тема сочетается с размышлениями о социальном взрослении, любви, взаимоотношении поколений, о правде и лжи. Она чётко делится на две части: «Обстоятельства» и «Последствия». Главная героиня — 18-летняя Жанна Фабр (Эмили Декуэн), живёт в пригороде Парижа, вместе с матерью Луизой (Катрин Денёв), вдовой военнослужащего, погибшего в Афганистане. Каждый день она ездит электричкой в город, где тщетно пытается найти работу секретарши. Однажды девушка получает отказ везде, в том числе и в адвокатской конторе Самюэля Блештейна (Мишель Блан). Почти в это же время начинается её роман с Франком Герином (Николя Дювачель), молодым человеком без определённых занятий, делающим успехи в борьбе дзю-до. Чтобы устроить свою жизнь с Жанной, он принял рискованное предложение — за приличные деньги стал сторожем на складе наркотиков. Любовная идиллия продолжалась недолго: один из клиентов хозяина, требуя товар, пырнул юношу ножом.
Франка посадили, а Жанна вернулась домой к матери. Её отчаяние усугубилось конфликтом с возлюбленным, который раскаиваясь в содеянном, отказался от неё.Увиденный в это время фильм о преследованиях евреев, в сочетании с утратой первой любви, дал толчок ключевому поступку, определившему всю цепь дальнейших событий. По соображениям не совсем понятным и ей самой, Жанна разрисовала своё тело свастиками и нанесла себе ножом несколько заметных, но неопасных порезов на руках и лице. После этого она пришла в полицию и подробно рассказала о нападении на неё в утренней электричке группы белой и чёрной молодёжи. Выпотрошив её сумку, они, якобы нашли в ней визитку адвоката Блештейна, после чего выкрикивая «евреи всегда защищают евреев», стали издеваться над ней. Началось расследование. Инцидент получил огласку в газетах, на телевидении, девушка даже получила письмо с соболезнованием из аппарата Президента страны. Еврейские и иные общественные организации выступили с осуждением преступления. Жанна в поведении которой прослеживается инфантильность, испугалась такого резонанса своей лжи, но сделать уже ничего не могла — ситуация, как говорят, вышла из под контроля.Однако у различных людей возникли подозрения в истинности рассказанной истории. Полиция не смогла найти свидетелей инцидента. Луиза Фабр, правдивая женщина, лучше всех знающая характер дочери, также усомнилась в словах Жанны. А Самюэль Блештейн сразу понял, что вся история враньё, ибо у него никогда не было визиток. Чтобы разобраться в этой истории до конца, он пригласил девушку и её мать (в которую когда-то был влюблён) в свой шикарный загородный дом, где ему и удалось расставить все точки над i. Под его диктовку Жанна написала письмо, в котором призналась в обмане и добровольно явилась в полицию, где и понесла, пусть условное, но всё же наказание. В финале Франк не против возобновления своих отношений с ней. Кстати, в беседе с Блештейном он рассказал как его подружка любила выдумывать и в эти минуты она, как бы уходила от него куда-то далеко, вызывая желание удержать её рядом. В финале Жанна, похоже, вернулась к прежней одинокой жизни и снова разъезжает в электричке в поисках работы…Параллельно в фильме показана история трёх поколений семьи французских евреев Блештейнов. Да, ситуация в стране непростая, и антисемитизм здесь – постоянное явление общественной жизни (на экране приводится статистика: 541 выходка в 2006 году). Но глава клана Самуэль, сын коммуниста, «бедняк прославившийся благодаря французскому образованию» не только выбился из низов, но и стал преуспевающим юристом. Ныне он прекрасно обеспечен материально, у него великолепное поместье и он увлекается коллекционированием произведений искусства. Как и у многих людей такого склада, у него решительный характер, склонность диктовать свою волю окружающим. Вероятно именно здесь скрыта главная причина, по которой становление чада затянулось до 30-ти с лишним лет, так и не завершившись к моменту действия ленты. Алекс (Матье Деми) не стал ни бизнесменом, ни режиссёром документального кино. Не сложились у него отношения и с женой Юдит (Ронит Алькабец), единственной, кто в этой семье руководствовался традицией. Эту чету связывали странные отношения и они не могли определиться быть им вместе или нет, то сходились, то расходились. От этого больше всех страдал внук главы семьи 13-летний Натан, выросший замкнутым, не по годам взрослым подростком. По традиции он готовился к бар-мицве, но делал это без особого желания, ибо не видел в этой церемонии глубокого смысла. История Жанны к которой Натан почувствовал расположение и нечто вроде первой любви, позволила семейству в чем-то пересмотреть внутренние отношения. По крайней мере на еврейском совершеннолетии сына они присутствовали все и веселились в меру сил.Лента сделана с ощущением стремительного ритма современной жизни. Постоянное ритмичное грохотание электричек стало неким темпом, определяющим динамичное развитие действия. Вместе с тем, для фильма, как и для иных французских лент на еврейскую тему, характерна проповедь межнационального мира и толерантности, объясняемое мультикультурностью населения страны со стремительно растущим мусульманским населением. Действительно, использовать еврейский вопрос так, как это сделал героиня фильма недопустимо. Но перед нами один нетипичный случай на сотни других, конкретно направленных против евреев и легко объясняемых ненавистью к ним. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.