Длительность 122 минуты
Экранизация пьесы основоположника идишского театра Абрама Гольдфадена (1840 — 1908), известной и под названием «Два простака». За пределами Израиля лента демонстрировалась под названием «Летающий сват». На экране Кабцанск — еврейский штеттл где-то на западе Российской империи, в конце 19-го века. Местный богач Пинхас (Шмуэль Роденски) застал свою единственную дочь Каролину (Рина Ганор) целующейся с учителем французского языка Максом. После такого скандального происшествия он решил как можно быстрее выдать созревшую для брака девицу замуж, но его устраивал только юноша из хорошей еврейской семьи, живущий по традиции. Подходящую кандидатуру нашёл местный шадхен (сват) Кальман Соловейчик (Рафаэль Клячкин). Это ученик ешивы (религиозной школы) в посёлке Шамраевка Куни Лемель. Родители невесты не знали, что будущий жених, хоть и сын главы местной общины Шеламуне Фридберга, не блещет знаниями, слеп на один глаз, хромает, заикается и, к тому же, непроходимо наивен. Тем не менее, его снарядили и отправили в Кабцанск. Но и Макс не дремал: с тремя товарищами он встретил телегу с женихом в лесу и наговорил ему с три короба о чудесах, которые творит в Болдрике мифический реб Ной. Заинтригованный Куни Лемель немедленно повернул туда – свадьба может подождать.
Напоив по дороге бедолагу и его спутника, заговорщики похитили у них рекомендательное письмо Фридберга Пинхасу и направили телегу по окольному пути. По возвращении домой у них родилась мысль выдать Макса за Куни Лемеля. С помощью местного парикмахера они добились полного сходства и всё было бы хорошо, но обманутый парень всё-таки добрался до места назначения. Ситуация стала ещё интереснее — в городе оказалось два Куни Лемеля (как и заявлено в названии). Дальше началась комедия положений в которой двойники путали всех и мешали друг другу. Не обошлось без «призраков», вещих снов, даже подмены жениха прямо на свадьбе. Однако всё, вроде-бы кончается благополучно: Каролина вышла замуж за Макса, а Куни Лемель нашёл счастье с влюбившейся в него дочкой свата Кальмана — напористой, симпатичной Лемеле. Но есть в фильме странный финал: сват на свадьбе взлетает ввысь со своим зонтиком, летит, летит, а затем… просыпается под деревом. Может быть вся рассказанная история ему только привиделась?
Сделанный по меркам 1960-х, фильм сегодня смотрится во-многом архаично из-за недостатка кинематографической динамики. Вероятно, это связано с тем, что его постановщик — театральный режиссёр Исраэль Беккер. Сценарий многословен. Приятна, большая часть музыкальных номеров — композиторы Шмуэль Березовский и Моше Сахар использовали клейзмерские композиции начала 20 века. (Кстати, в своё время саундтрек ленты выпускался на грамзаписи). Хореография Янкеля Леви предельно проста. К достоинствам ленты следует отнести показ жизни штеттла с его еврейским колоритом, особенно проявляющимся в сцене свадьбы. Но самое большое достижение ленты – исполнение двух ролей Макса и Куни Лемеля американо-израильским актёром Майком Бёрстином (Михаэлем Бурштейном). И, если первый созданный им образ стандартно романтичен, то второй — уморительно смешон. Созданная им фигура обаятельного недотёпы, доброго по природе, удалась ему лучше нельзя. Подобные типы, наверное украшали улицы знаменитого Хелма, входя в число тамошних мудрецов. Неудивительно, что израильские кинематографисты и дальше эксплуатировали популярность персонажа, сняв два продолжения с тем же артистом: «Куни Лемель в Тель-Авиве» (1976) и «Куни Лемель в Каире» (1983), где полюбившийся зрителям персонаж перенесён в 20-й век. Фильм выдвигался на «Оскар», как лучшая зарубежная лента. В исторической перспективе перед нами первая попытка создать израильский мюзикл. Для любителей старого музыкального кино.