Длительность 124 минуты
Трудно снимать биографическую ленту о нашем соплеменнике ставшем явлением мировой культуры ибо его жизнь не укладывается в произвольно установленные рамки. Таков и Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский (1940 — 1996). На вопрос, заданный после присуждения знаменитой премии, он ответил: «Я еврей, русский поэт и английский эссеист». В другом месте творец определил себя, так: «еврей, русский поэт и американский гражданин». Эта открытость иным культурам, на которую в иные времена навесили бы ярлык космополитизма оттеснила интересующую нас тему на второй план. И незаурядный режиссёр Андрей Хржановский сделал из материала его биографии не пересказ, череды фактов а некую художественную фантазию, воссоздающую атмосферу творчества большого поэта. Хржановский стал известен ещё в советскую эпоху после создания трилогии мультфильмов по стихотворным произведениям и рисункам Пушкина. Тогда всех поразило любовное, тонкое прочтение стихов гения и отображение страниц его земного бытия. Спустя много лет зритель со стажем, увидев знакомую фамилию сразу ориентирует себя на восприятие духовых смыслов творчества Бродского и не ошибётся. Кинокартина непосредственно вдохновлёна одним из его эссе — «1.5 комнаты», но идёт далеко за пределы этого произведения, хотя из всего многообразия личности поэта режиссёр взял только его связь с Россией через северную столицу и живущих там дорогих ему людей.
Следовательно одним из главных героев ленты стал Ленинград – Петербург, а мультипликационные вставки помогли воссоздать на экране ауру этого города. Важное место в повествовании заняли образы четы евреев — отца и матери поэта в прекрасном исполнении Сергея Юрского и Алисы Фрейндлих – недаром фильм посвящён «памяти наших родителей». Питер, родители поэта и их квартира в «полторы комнаты» стали для Бродского символом не только родины или детства, но и символом содержания его жизни. Как заметил один из критиков: «Пройдя свой путь, Бродский убеждается в том, что всё настоящее, всё ценное и важное было только в домашнем «гнезде, из которого так нестерпимо хотелось бежать», но куда он вернулся воображением, «удивительным образом не расплескав ничего из того лучшего, что было ему здесь дано».
Зрители чётко поделились на две категории. Те, кто не принял «правила игры» режиссёра оценил его творение, как «отстой». Это их право. Принадлежу к другой группе, полюбившей Хржановского ещё в иной жизни и порадовавшийся тому, как на восьмом десятке он содержательно осваивает новое для него пространство большого кино. Его работа представляет собой поток сознания главного персонажа организованный прихотливой логикой единого мировосприятия. Не удержусь, приведу особо понравившийся мне пассаж из рецензии Нины Чуйковой. «Судьба отдельных исторических зданий в Ленинграде-Петербурге. Мультипликация. Компьютерная анимация. Образ Петербурга как отдельного героя картины. Колоссальное количество знаковой музыки. Музыка по воздуху — в виде инструментов, заигрывающих даже с архитектурными персонажами. Идолы эпохи — чайный гриб, похожий на живое инопланетное существо, Книга о вкусной и здоровой пище, дающая теоретические понятия как надо питаться. Коты, как наиболее доверенные животные, сопровождающие Бродского всю жизнь. После реинкарнации(!) хотел оказаться в Венеции — котом! В Венеции и остался, несмотря на тягу к Васильевскому острову. Белые венецианские маски смерти на родителях — трагическая находка.» Лента для любителей изысканного кино. Материал для понимания самореализации талантливого еврея в рамках мировой культуры.
Подскажите,пожалуйста,как смотреть эти фильмы?Очень трудно их найти