Малер на кушетке (Германия-Австрия, 2010) Сценарий и режиссура П. и Ф Адлон

Длительность 97 минут

Малерна1Кино не для всех. Умный фильм, посвящённый семейному кризису в жизни великого композитора рубежа 20-го века Густава Малера (1860 — 1911) в отношениях с его супругой Альмой Шиндлер (1879 — 1964). Их брак (1902) стал сенсацией в Вене и поводом для самых разноречивых суждений.  Он — еврей выходец из чешской деревни, добившийся неистовой работой творческих высот и сделавший незаурядную карьеру. Трудоголик с вулканическим темпераментом, ежедневно пропадавший в театре, а в дни летнего отдыха сочинявший внушительные, не принятые слушателями симфонии. Она – признанная красавица, младше своего супруга почти на 20-ть лет. Позади у неё обеспеченное детство в семье, где не скрывали антисемитских взглядов, великолепное образование, включая диплом Венского университета.

Девушка всегда была в окружении людей искусства, сама занималась музыкой и пыталась сочинять. С юных лет была объектом внимания таких незаурядных мужчин, как ведущий австрийский художник Густав Климт, композитор и педагог Александр Цемлинский. Тем не менее она выбрала Густава и тот был счастлив. Однако через несколько лет, Малерна3уже после его ухода с поста директора Венской оперы (1907), ему стало известно, что жена изменяет ему с молодым архитектором Вальтером Гропиусом. Потрясённый композитор обратился за помощью к отцу психоанализа Зигмунду Фрейду (1858 — 1938). Фильм показывает несколько дней их встречи где-то в 1910 году, когда, лёжа на кушетке в его кабинете композитор рассказывал врачу различные эпизоды из своей жизни.Действие развёртывается внешне хаотично, складывается из казалось бы не связанных между собой фрагментов. Но, вкупе с отличной операторской работой и комбинированными съёмками позволяет лучше представить себе эмоциональную взвинченность Малера (Йоханнес Зильбершнайдер), глубоко потрясённого крушением своего уютного мира. На этом фоне Фрейд (Карл Маркович)Малерна2 выглядит холодным аналитиком, пытающимся добраться до истоков конфликтной ситуации. Оба идут к моменту, когда Густав запретил молодой жене заниматься композицией, заявив, что ему нужен не коллега, а жена. (Зигмунд усматривает в этом вину Малера). Будучи повелителем в музыке, диктатором и тираном в опере и оркестре, он остался таким же и в личной жизни. Альма смирилась с фактическим ультиматумом, но, возможно, впервые почувствовала себя глубоко несчастной. Это состояние только углублялось в последующие годы семейной жизни, ибо поглощённый работой и творчеством муж уделял красавице-жене все меньше и меньше времени. Отсюда роман с Гропиусом, переросший с его стороны в серьёзное чувство. Сложившуюся ситуацию комментируют ближние Малера: сестра и домоправительница Юстина (Лена Штольце), деятели культуры среди которых верный ученик композитора, также еврей Бруно Вальтер (Михаэль Дангл), впоследствии один из крупнейших европейских дирижёров. Текст ролей этих второстепенных персонажей составлен из их писем и воспоминаний. Малерна5

В этой концепции особый интерес приобретает образ Альмы Шиндлер (Барбара Романер). Актриса изображает женщину, понимающую с каким мужчиной её свела судьба, но именно двойственную по природе, практичную светскую женщину. С одной стороны она предана семье, любит дочерей и чисто по человечески жалеет опостылевшего мужа. Скрывает свои чувства, которые прорываются редко, но с большой силой. С другой стороны — стремится к внешнему блеску, к известности, видя в этом путь для самоутверждения. Вероятно, Альма боялась развода, ибо титул и статус Малера обеспечивал неверной супруге прочное положение в обществе. И, кроме того на неё ложился отблеск его славы. В то же время, она не хотела терять и любовника. В этом плане интересна сцена, где она признаётся Гропиусу в любви к нему, в желании иметь от него ребёнка и… просит ждать. И он выполнил её просьбу (точнее мольбу), а после смерти композитора и пламенного романа возлюбленной (!!!) с  известным художником Оскаром Кокошкой (1886 — 19980)  принял ей и, судя по отзывам, чуть ли не боготворил. Великодушие архитектора не помешало Альме быстро променять его на известного писателя (тоже еврея) Франца Верфеля (1890 — 1945) официально выйти за него второй раз  замуж и после его кончины доживать век к одиночестве.

Глядя на экранный персонаж, вспоминаешь фразу, обнаруженную в статье Беллы Либерман «Густав Малер и его время» («Слово\ Word», 2008, №57) «Всем им дарила Альма свою любовь взамен на возможность взаимного сосуществования в искусстве». При разности и несопоставимости  натур просматривается сходство между венской дивой и московской красавицей Лилей Брик так же подчинявшей себе незаурядных мужчин и удерживавших их при себе. Двойственные оценки Альмы в отзывах современников отразились и на её экранных образах. Так, в романтической мелодраме «Невеста ветра» (см каталог) история жизни этой мятущейся тщеславной натуры показана с её точки зрения.

Малерна4А Малер и родоначальник психоанализа подружились и, как отмечают современники, во время премьеры в Мюнхене (1910) знаменитой «Симфонии тысячи участников» на почетном месте, рядом с королем Баварии, Томасом Манном и Рихардом Штраусом сидел Зигмунд Фрейд. Поставлено и сыграно профессионально, хотя сходство исполнителей главных ролей с их историческим прототипами оставляет желать… Впрочем, для сценария характерна высокая степень исторической достоверности. Фильм позволяет представить себе процесс и характер самореализации выдающихся евреев в рамках других культур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.