Длительность 108 минут
Псевдоисторический фильм, сценарий которого вдохновлён одноимённой книгой британского библеиста Хью Дж. Шонфилда (1901 — 1988), часто высказывавшего крайне спорные и несовместимые с ортодоксальным христианством взгляды. Основная суть сюжета выглядит так: воскрешение Иешуа — Иисуса было обманом, подстроенным близкой к зелотам сектой иудаизма, возглавляемой Йоханнааном – Иоанном Крестителем. Проповедник из Галилеи действительно был арестован, но перед распятием ему дали препарат, резко замедляющий все процессы в организме. После того, как тело «учителя» было снято с креста и помещено в могилу, евреи выкрали его оттуда и принесли к Иоанну (Гарри Эндрюс). Тот привёл Иешуа в чувство и крестил водой (эта сцена есть в интернете) – процедура необходимая страдальцу чтобы окончательно прийти в себя и отправиться в дальнейшие странствия. Тем временем распространился слух о его воскресении и благодаря «устному телеграфу» пророчество о пришествии Мессии закрепилось в сознании масс. Такой вот заговор состоялся в Иерусалиме в 1 веке.
По отзывам, образ Иешуа намерено заземлён и подан реалистически. Так, из приписываемых ему авторами Евангелий чудес осталось только одно – исцеление слепого. Да и это деяние оказалось подстроенным. Когда к нему подвели «больного», Иешуа заподозрил неладное и плюнул ему в лицо. Тот мгновенно выдал себя и «прозрел». Прежде чем между ними произошёл «обмен любезностями», ученики закричали о чуде и окружающая толпа подхватила это слово. Любопытна также и трактовка образа Каиафы (Хью Гриффит). Первосвященник с одной стороны выступает противником экстремистов, издевающихся над ним, как над коррупционером. С другой стороны, как заметил один из рецензентов, «он является олицетворением худших расхожих еврейских стереотипов и поэтому ему трудно сочувствовать». Но самое занятное в фильме – воплощение образа Иешуа. В его роли снялся выходец из семьи литовских евреев Залман Лефковиц, известный всем, как Залман Кинг (1942 — 2012). Вот именно, знаменитый режиссёр эротических фильмов на заре кинематографической карьеры воплотил образ лжемессии и, судя по увиденным отрывкам, сделал это вполне убедительно.Лента снималась в Израиле, что позволило придать некую достоверность показанному сюжету. Несмотря на все усилия, фильм не получил широкого распространения и о нём стали вспоминать только в нашем веке. Один из завсегдатаев американского интернета так объяснил причину возрождения интереса: «Конечно, «Заговор в Пасху» — сделан более тридцати лет назад и о нём почти забыли до самого последнего времени. Но если «Код Да Винчи» (2006) невероятно популярен в наши дни, пропагандируя столь же спорную теорию, стоит повторно выпустить или хотя бы показать на «History Channel» старый фильм, могущий составить новому приличную компанию». (аннотация составлена по различным источникам и после просмотра двух небольших фрагментов).