После конца света (Болгария-Германия-Греция, 1999) Режиссёр И. Ничев

Длительность 104 минуты

После КС1Чуть ли не единственный игровой фильм, затрагивающий тему евреев в послевоенной  Болгарии. Сценарий написан опытнейшим литератором Ангелом Вагенштайном (р. 1922) и включил в себя автобиографические мотивы. Действие развёртывается в многонациональном Пловдиве в двух эпохах, которые свободно переходят друг в друга. Ранний временной пласт — вскоре после Второй Мировой войны, когда у шибко пьющего трактирщика Абрама (Васил Михайлов) и его жены Мазал (Татьяна Лолова) рос внучок Берто (Златил Давыдов) — маленький, рыжий, кучерявый и очкастый – словом нормальный ашкеназ. (О родителях его мы так ничего и не узнаем). Мальчик бегал, играл, проказничал, но, кроме того переживал нежную детскую привязанность к армянской девочке Арекси Вартанян (Жанна Даковска). Та из более культурной семьи; мама на фортепьяно играет и дочь учит. Однако жизнь разводит детей на многие годы. Поздний пласт – лет 30-ть с гаком спустя, уже в конце социалистической эпохи, когда известный специалист по истории Византии, профессор Альберт Коэн (Стефан Данаилов) приезжает из Израиля в родную Болгарию на конференцию.

Здесь-то он встречает свою давнюю любовь (Катерина Дидаскало), ставшую скромной учительницей музыки. Лента подтверждает расхожую истину, что старая любовь не ржавеет и вот уже мужчина и женщина, объединённые общим чувством ходят по старому городу в поисках мостика в прошлое.В основе сюжета несложный алгоритм межнациональных отношений. Его первая часть: при царе, населяющие Болгарию народы худо-бедно, но жили в мире. Ссорились, бранились, ПослеКС3затем находили общий язык и мирились. Вместе выпивали, обсуждали мелкие новости. Христиане, мусульмане, евреи ходили к признанной красавице турчанке Зульфие смотреть в её исполнении танцы живота. Антисемитизм в такой обстановке не принцип поведения, а, скорее, дань религиозной традиции. Так, в начале действия православный священник, показывая школьникам фрески в церкви, поясняет: «А вот еврей Иуда, продавший Иисуса за 30 серебренников… А вот евреи распинают сына Божьего». ПослеКС2В этот момент Арекси берёт Берто за руку – её явно не смущает этническая принадлежность друга. Да и остальные не делают из полученной информации никаких «оргвыводов». В фильме, на мой взгляд, более удались именно сцены конца 40-х, снятые с тёплым лиризмом. Эта та бесценная кладовая детской памяти, откуда восприимчивые, не утратившие чуткости люди черпают светлые впечатления, позволяющие им сохранять веру в добро. В посвящённых к тому времени фрагментах мы попадаем и в пловдивскую синагогу, где более или менее истово молятся евреи, где они отмечают праздники и где с такой радостью раввин сообщает о возникновении Государства Израиль. 

С приходом коммунистов картина изменилась. Сначала в 10-дневный срок выселили цыган и разрушили их пусть полутрущобный, но такой После КС4обжитый район. Затем, после сноса мусульманского кладбища, город покинули турки. И каждый раз дети смотрели вслед подводам где вместе со взрослыми уезжали друзья, с коими росли, делили мелкие радости и горести. Коснулась машина подавления главных героев. Семья Вартанян решила покинуть ставшую негостеприимной страну и выехала в Париж. Берто проводил Арекси с обещаниями писать и написал, но подружка больше не откликнулась. Лишь через много лет уже взрослый мужчина узнал, что на границе главу семьи арестовали и посадили в лагерь, а его жену и дочь отправили в глухую деревню на трудовое перевоспитание и без права переписки. Впрочем тотальная слежка сохранилась и в момент второго приезда Коэна. Когда он с большим трудом, через своего одноклассника, нашёл в архиве материалы о своём детстве, того прямо после свидания «загребло» ГБ.

Важную роль в концепции ленты играет образ старого фотографа Костаса, встреченного в Пловдиве профессором Коэном. ЭтотПослеКС5 владелец «камеры обскуры» хранил фото за много лет своей профессиональной деятельности, превратив своё жилище даже не в музей, а в бесценный островок памяти. Той самой, которая рано или поздно всё равно исчезнет, но которая так нужна людям. И совершенно символически выглядит пожар в его доме. Мы не узнаем был ли это поджог, или драматическая случайность, но сгорающие изображения многолетней давности разрушают возможность перекинуть мостик из одной эпохи в другую. На полуслове обрывается и история возрождённой любви. Нам хотелось бы надеяться на хэппи-енд, но авторы понимают сколько препятствий стояли на пути Альберта и Арекси и предоставили нам самим досказать их судьбу. Душевный фильм, хорошие актёрские работы. Для любителей хорошего кино.

В заключение только один отзыв из интернета: «Это смешная и горестная история, напоминающая старый еврейский анекдот, пытается обернуть смешными покровами темные стороны жизни. В прошлом времени бедные окрестности Пловдива стали областью идеального межнационального согласия между болгарами, армянами, турками, евреями, цыганами и греками. Священник, раввин, ходжа (мусульманский проповедник) и местный  антихрист прозвищу Бузер были одинаково сражены прелестями пышногрудой турчанки. Одновременно с их соперничеством, склоками, развивается прелестная история дружбы еврейского мальчика армянской девочки. Но политические ветры эпохи разделили 12-летние любящие сердца. После многих лет, они встречаются снова в совершенно другом мире»

(аннотация составлена по различным источникам и после просмотра оригинальной версии фильма на болгарском языке. С русским переводом лента, к сожалению, не обнаружена)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.