Длительность 126 минут
Экранизация одноимённого романа известного писателя Збигнева Домино (р 1929). Драма посвящена одной из трагических страниц истории 20-го века — массовым репрессиям против населения восточной части Польши, захваченной СССР в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа. 10 февраля 1940-го года населению деревни Красный Яр дали на сборы 15 минут, затем довезли до станции, запихали в теплушки и месяц везли на Дальний Восток. Там их пригнали в лагерь спецпереселенцев с выразительным названием «Колючий», где заключённых встретил всесильный капитан Савин – царь и бог, или ещё точнее Сталин этих мест. Дальше – изнурительная работа на лесоповале, скудная кормёжка, издёвки начальников, болезни и смерть ослабевших… Среди нескольких сот поляков различных национальностей оказалась семья бывшего капрала Яна Долины (Адам Воронович): её глава, его жена Антонина (Урсула Грабовска) и сыновья Сташек (Павел Круч) и Тадек. Хотя их положение изменилось к лучшему после амнистии 12 августа 1941 года и начала набора в армию генерала Андерса, одиссея многих тысяч других несчастных продолжилась до окончания войны.
Кому-то повезло больше и он попал на службу в Войско Польское. А оставшиеся продолжали сполна испытывать хамство НКВД-шников, их неоднократные попытки обратить несчастных в советское гражданство, препятствия при выезде на Родину и т д, и т п.Из густонаселённого персонажами фильма выделим только еврейскую тему, которая открывается нам двумя гранями – польской и советской. Первая связана с образом Целины Бялер (Агнешка Ведлоча) – юношеской любви Сташека Долины. Несмотря на свою «пятую графу» она оказалась патриоткой и в тяжёлых условиях лагеря, вместе с поляком Корчем (как тут не вспомнить Януша Корчака) организовала школу для детей. Во время уроков самозваные педагоги учили подопечных быть настоящими гражданами Родины. Такое патриотическое воспитание начальники понимали только как враждебную пропаганду. И как ещё они могли оценить выученные детьми неумелые, но честные стихи (далее подстрочный перевод по субтитрам): «10 февраля мы будем помнить. Пришли Советы, когда мы спали (…) Всех поляков в Сибирь погнали. Месяц ехали в эшелоне. Гибли с холоду, умирали с голода. А в этой Сибири – тайга, страшная нищета. Но наш поляк врагу не дался. (…) Не преклонит колени, даже под страхом смерти, любимая Отчизна». Педагогов арестовали и отправили в настоящий советский концлагерь, откуда Корч вышел еле живой. А Целину Ян Долина нашёл уже после ложного известия о её смерти. Вместе с ним она отказались получать советский паспорт и осталась полькой. Но, что пережила в скитаниях бедная девушка, каким издевательствам подверглась, если после этого отказалась вернуться к Сташеку — зритель не узнал. Она появилась у постели любимого, лежащего без сознания после тяжёлой травмы. Услышав, что юношу обожает другая, Циля ушла в неизвестность, подарив перед этим своей счастливой (как она думала) сопернице единственную полученную от Сташека драгоценность – золотой нательный крестик.
Советская грань еврейской темы связана с двумя другими персонажами – ленинградским доктором Тартаковским (Александр Крыжановский) и его дочерью Любкой (Валерия Гуляева), бывшей при нём санитаркой. Верный клятве Гиппократа и глубокому чувству человечности, врач стремился всеми силами облегчить страдания больных, хотя, временами, приходилось делать это с риском для жизни. Ведь приходилось лечить без лекарств, в условиях, когда всесильный Савин заявлял: «Умрут до приезда продовольствия десять заключённых – пойдёшь под трибунал». Вдвоём со своей неизменной помощницей, он выхаживал от тифа Антонину Долину и не его беда, что сердце несчастной женщины не выдержало. Любка полюбила симпатичного Сташека. Тот, не забывая Цилю, симпатизировал милой, самоотверженной девушке. Но ближе к концу войны, когда стала реальной перспектива возвращения в Польшу, Любка поняла, что власти не разрешат ей соединить судьбу с иностранным подданным. А удерживать его возле себя она бы не смогла, да и не хотела. И юноша уехал один. Так печально закончилась история её чувства. В характеристике жестокой советской системы судьбы Целины и Тартаковских лишний раз подчёркивают её бесчеловечность.Фильм реалистически воспроизводит атмосферу советского ГУЛАГа. В финальных титрах напоминается о нескольких сотнях тысяч польских граждан депортированных в 1940 – 1941 годах в Сибирь — но сколько из них (в том числе и евреев) упокоилось в холодной земле чужбины… Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино и хорошими фильмами.