Длительность 93 минуты
Этот любопытный черно-белый фильм подаётся в отзывах как образец авторского израильского кино 1960-х. Создатель – известный в свое время киновед и журналист Давид Гринберг (1931 — 1990), снял несколько документальных лент и ряд телевизионных программ. «Ирис» в его творчестве — единственная игровая картина. В кратких аннотациях она характеризуется как «экзистенциальная драма представителя новой израильской волны» насыщенная «реминисценциями из Антониони, Годара, Лелюша». Оценка выглядит преувеличенной. Влияние западных мастеров ощущается, но, в целом, произведение в отличие от высоких образцов получилось слишком одноплановым, лишённым многозначности. В центре содержания — оценка кризиса среднего возраста — того момента, когда человек начинает осмысливать первую половину пройденного пути. В сценарии это выглядит так; 40-летний журналист Йоэль (Гидеон Шемер) только что развёлся с супругой Шули (Браха Нееман), передав ей в раввинском суде «гет» (разводное письмо) и переехал в мансарду на крыше многоэтажного дома. Во время одной вечеринки он познакомился с 16-летней малолеткой Ирис (Лиора Рамон), увлекающейся Роменом Ролланом.
Между ними возникли отношения влюблённости, которые Йоэль не стремился форсировать, памятуя о романтических отношениях своей юности и (надо полагать) об ответственности за совращение несовершеннолетних. Постоянные визиты девушки в мансарду, перемежаются прогулками под симпатичную музыку вдоль и по реке Яркон. Впрочем, главный персонаж понял серьёзность своих отношений, когда испытал приступ ревности, обнаружив, что его знакомая позировала художнику обнажённой.Другой полюс отношений к прекрасному полу показывает друг и коллега главного героя – Йорам (Шмулик Краус), усвоивший потребительское отношение к женщине: нужно брать от неё всё, но без любви. В прошлом он был любовником Шули, а ныне оказался сексуальным партнёром приехавшей из Евромы модели Карин, которую без угрызений совести подкладывает в постель к Йоэлю. Параллельно в речах матери главного героя (в этой роли израильская театральная актриса, ученица К. Станиславского и Е. Вахтангова Хана Ровнина) заявлен смысл женской судьбы: иметь семью, детей и жить для них. Лента кончается насилием над Ирис, которой овладел главный герой, ибо Йорам сообщил ему о доступности девушки, якобы переспавшей и с ним и со многими мужчинами. В заключительной сцене зритель узнаёт, что это неправда, но как сложатся дальнейшие отношения персонажей – можно только домысливать.
Местами смотрится неплохо, но в целом фильм устарел и представляет интерес только для людей интересующихся особенностями развития израильского кино.
Фильм устарел.