Длительность 108 минут
Интересный, своеобразный фильм. Сценарий написан по книге известного чешского писателя Оты Павла (1930 — 1973). Действие начинается в Париже военных лет. Известный французский мим Антуан Моро (Том Куртенэ) живёт воспоминаниями о прошлых успехах. Ныне его осмеивают коллеги и собирается бросить подружка Мишель. Раздражённый постоянными неудачами главный персонаж решается на рискованный шаг. Он включает в своё выступление номер в котором воображаемая собака протестует против фашистского приветствия. В тот же вечер его любовница гибнет и только после её смерти Антуан узнаёт, что она была еврейкой и участвовала в Сопротивлении. После унизительных и жестоких допросов в гестапо ему, гою, предлагают выехать в образцовый закрытый город, якобы, развлекать «расово неполноценных» детей. Так Моро оказывается в Терезине, но, прибыв на место назначения, ощущает за внешним благообразием и порядком постоянную тревогу в атмосфере и опасность, равно грозящую взрослым и детям. Угроза проявляется через зловещий образ «транспорта» — поезда, увозящего местных, украшенных жёлтыми звёздами жителей в лагеря уничтожения.
Скоро Антуану становится известна суть его работы. Оказывается, гитлеровцы решили допустить в Терезин инспекцию Международного Красного Креста и им нужно показать чужакам «безмятежную радость» жизни в закрытом городе. Одной из частей обмана должен стать спектакль детского театра, поставленный Антуаном. Познакомившись с воспитательницей Верой (Бриджит Фосси), Моро открывает путь спасения маленьких евреев. Исполнители в его спектакле будут, хотя бы на время избавлены от постоянной угрозы отправки «транспортом». И Моро включает в список нужных ему людей не только детей, но и старых музыкантов. Иногда ему приходиться проявлять при этом изобретательность. (Очень показательна история дружбы Антуана с маленькой еврейкой Стеллой (Линда Яблонска), глубоко поверившей в этого не очень складного, но доброго человека). Сюжет представления – популярная немецкая сказка «Гензель и Гретель» не вызывает подозрения у оккупантов. Как помнит читатель они попадают в дом к ведьме. Та желает их съесть, но становится жертвой собственного коварства. Однако показанная на экране пантомима не стыкуется с классическим сюжетом и, по мнению критиков, относится к числу наиболее ярких эпизодов фильма. Ряды детей в огненно-красных костюмах, размахивают руками, дабы имитировать огонь в печи ведьмы. Других детей, одетых в одежду с обязательной желтой звездой Давида, толкают в огонь. Так, через художественный образ, через его эмоциональное восприятие до гостей донесена страшная истина: «детей убивают».Повествовательная, неторопливая манера Кахини позволила ему насытить экранное время большим количеством достоверных деталей, показывающих непрерывный гнёт довлеющий над евреями Терезина. Вот Моро осмелившегося прогуляться вечером по улице с сигаретой в зубах избивает немецкий патруль: евреям курить запрещено. Или другой эпизод, когда женщины руками драют мостовую к приезду миссии Красного Креста. Список можно продолжить. Рецензентов поразила сцена, когда две старухи-еврейки танцуют под окарину, радуясь тому, что их не включили в список рокового эшелона. И надо всем ощущаемый везде, чуть ли не физический страх — желание каждого обитателя этого проклятого места выжить, хотя надежды на это остаётся всё меньше и меньше. Преодолеть такое состояние, решиться на любой протест, зная высокую цену за такой поступок — значит совершить подвиг. И он совершён: международная комиссия узнала правду, хотя «награда» понятна. Всех участников представления включили в состав эшелона идущего в лагерь уничтожения. Перед его отправкой, прямо на перроне, гестаповец издевательски вручает Моро его документы на отъезд, однако Антуан показывает всем свою коронную пантомиму с осмеянием Гитлера. Ему, как и все остальным, уже нечего бояться.Несмотря на трагический финал, фильм не оставляет чувства безысходности. Об этом свидетельствует отзыв одной из зрительниц. « «.По материалам можно судить о связи и преемственности «Последней бабочки» со старым, отмеченным в этом каталоге фильмом «Долгий путь» (1948) впервые показавшем трагедию Терезина. Лента Кахини (1925 — 2004) выразительна и очень музыкальна. В ней звучат не только французские, еврейские и чешские мелодии, но и классическая музыка. Она, без сомнения, относится к числу наиболее интересных работ мастера.