Шапка (СССР, 1990) Сценарий и режиссура К. Воинов

Длительность 83 минуты

Шапка1Экранизация повести В. Войновича «Кот домашний средней пушистости». По жанру – мрачная и злая трагикомедия, типичный образчик перестроечного кино. СССР на исходе застоя. Сочинитель приключенческих книжек, скромный и аполитичный советский еврей Ефим Семёнович Рахлин (Виктор Ильин) решает заказать в быткомбинате Литфонда зимнюю шапку. Но в иерархии литераторов он находится на самом низу, поэтому ему нечего рассчитывать на пыжика, ондатру, сурка или даже кролика. Ему предлагается только головной убор из… кошки. Возмущённый член СП с 18-летним стажем, автор 11 романов, начинает борьбу за право иметь шапку писателя более высокого ранга. но наталкивается на плотный блок карьеристов, возглавляемых бывшим генералом КГБ Лукиным (Олег Ефремов). Они давно превратили ремесло в доходный промысел и источник привилегий. От крупного функционера, циника и алкоголика Василия Каретникова (Игорь Владимиров) главный персонаж узнаёт, что основная причина по которой его лишают преимуществ даже не «пятая графа», а систематическое уклонение от выступлений в защиту советской власти. «Они (читай партбоссы) требуют от нас преданности, а не принципов… Ты писатель и знаешь разницу между словами можно и нужно. Я делаю то, что нужно и мне что-то можно. Ты не делаешь то, что нужно и тебе можно намного меньше, чем мне».

Более того, бдительный Василий по-своему понял подноготную просьбы неудачливого коллеги. «Тебе не шапка нужна, ты хочешь дуриком пролезть в другую категорию… (с негодованием) Ты хочешь, чтобы  тебя и меня уравняли!!! Вот ты посиди в президиуме лет десять и произнеси сотню-другую казённых речей, вот тогда и приходи насчёт шапки… Ты ведь не пишешь против советской власти и думешь, что мы тебе за это спасибо скажем. Нет, не скажем. Нам мало, что ты не против, нам нужно, чтоб ты был за. А тот кто крутится, носом воротит, тот на-кось выкуси».Шапка3 И в этот момент возмущённый цинизмом Каретникова Фима совершает решительный и в чём-то неожиданный для себя поступок — кусает собеседника в протянутую фигу. Дальнейшее действие раскручивается стремительно. Устный телеграф разнёс по столице известие об этом происшествии. И вот уже «Голос Америки» сообщает: «По сведениям из достоверных источников ведущий советский писатель Ефим Рахлин совершил покушение на управляющего Союзом писетелей Василия Каретникова. Причина покушения неизвестна, но наблюдатели полагают, что в нём, возможно, отразилось недовольство отсутствием в Советском Союзе творческих свобод». Начинаются анонимные телефонные звонки: от востоженных до откровенно хамских: «Мы тебе, жидовская морда, обрезание головы сделаем». Жена и сын умоляют Фиму покаяться и помириться с обиженным, но, охваченный пылом справедливой борьбы, Рахлин уже настрочил фельетон в «Правду». Естественно, Каретников тут же накатал жалобу в Союз писателей. С учётом радиоголоса из-за рубежа конфликту была придана политическая окраска. Лукин организовал «спасение» коллеги по-советски. На общем собрании литераторов разбиралось «персональное дело» Рахлина, результатом которого должно стать покаяние Рахлина. Однако, глубоко потрясённый и возмущённый ответчик вместо раскаяния начал защишаться, чем вызвал «справедливый гнев» собравшихся. Зазвучало хоровое требование исключить отщепенца из организации и Фима пал, сражённый инсультом. Но даже в больничной палате он требовал шапку, как символ справедливости. Отчаявшаяся жена Фимы Зинаида Кукушкина (Лидия Федосеева-Шукшина) обратилась за помощью к своему бывшему любовнику маршалу Побратимову (Армен Джигарханян). Тот быстро нашёл способ эффективного воздействия на зарвавшегося ГБ-шника Лукина и этот «писатель» лично привез в клинику и вручил Рахлину на смертном одре свой личный великолепный головной убор из норки. Столь дорогая цена «победы» лишь подчёркивает трагический характер всей истории .Шапка4Еврейская тема в фильме проходит и через образ соплеменника и приятеля главного героя Соломона Фишкина (Евгений Весник), раздавленного советской бюрократической машиной. Сказочник похоже скрывает в своих творениях фигу в кармане, но при этом бит жизнью и потому труслив. Когда ему предложили выступить на собрании писателей с осуждением своего хорошего знакомого, он не смог пойти против всесильного «общественнго мнения» и выдавил из себя «жалкий лепет обвинения». Эта непорядочность не помешала ему затем прийти в больницу к поверженному Рахлину и говорить тому какие-то сочувственные словеса. С другой стороны зритель видит бездарного поэта Василия Трёшкина (Вячеслав Невинный), горько жалующегося на засилье евреев и, вместе с другом Черпаковым рассуждающего о мировом могущественном сионистском заговоре. Со своим советским мышлением он видит причины популярности поэта не в его таланте, а в сильной поддержке нужными людьми. А ему нужна известность любым путём. Поэтому совершенно анекдотическим выглядит момент, когда во время шума поднятого вокруг «дела Рахлина» Трёшкин тайком приход к оплёванному писателю и отдаёт ему заявление: «прошу принять меня в жидомасоны».Шапка2В наши дни фильм не производит большого впечатления, его критический пафос во-многом устарел. Недостатки заложены уже в сценарии, где мало динамики и очень много диалогов. (Странно почему Воинов не воспользовался для фильма пьесой Горина и Войновича, а предпочёл работать по своей малоудачной литературной переработке) Сейчас, четверть века спустя, недостатки ленты особенно заметны и её не спасает даже обилие талантливых исполнителей. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы на исходе советской эпохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.