К (Франция-США, 1997) Режиссёр А. Аркади

Длительность 130 минут

К1В русских сайтах назван «Под именем К». Экранизация романа «Кадиш по Зильберштейну» автора нескольких книг укрывшегося под псевдонимом Коноп. Сложный по сюжету фильм нуждается хотя бы в пересказе основных линий. История начинается как детектив в Париже 1990 года. Многоопытный прoдaвeц aнтиквaриaтa, еврей Жoзeф Кaц (Пинхас Браун) убил человека в котором, по его словам узнал бывшего нациста Руди Гутера, погубившего его родных. Рядом оказался инспектор полиции Cэм Бельюми (Патрик Брюэль) — лучший друг старика и его соплеменник, знающий его более 20-ти лет. Растроганный рассказом преступника, он пoмoг тому уйти oт нaкaзaния и cкрытьcя. Но буквально через пару дней произошёл взрыв в магазине принадлежавшем отцу Сэма. Найденные внутри останки сгоревшего человека опознали как Каца и похоронили по иудейскому обряду. Между тем, усопший Гутер оказался видным чиновником правительства Восточной Германии и из-за этого у Сэма возникли серьёзные осложнения. Ему поставили ультиматум: или раскрыть за каким рожном немец оказался во Франции или нести ответственность за милосердие к погибшему антиквару. Делать нечего. Бельюми отправился в Берлин, где царила неразбериха, связанная с крахом и ликвидацией ГДР.

Дочь Гутера Эмма (Изабелла Феррари) встретила француза враждебно, однако ему удалось найти общий язык с приятелем покойного, кинооператором Хельмутом Грассом. У  него он выяснил, что в режим Восточной Германии проникла после войны целая группа бывших нацистов, которым власти ГДР поручили реализовывать на международном рынке (!?) картины из попавших в  их руки собраний еврейских коллекционеров конфискованных гитлеровцами. Вырученные деньги расходовались на поддержку арабских экстремистов, ведущих борьбу с Израилем.К3Далее сюжет перешёл в русло любовной мелодрамы на фоне осмысления последствий прошлого. Взаимная неприязнь Сэма и Эммы перешла в нежные чувства;  они влюбились друг в друга. Из рассказов бойфренда молодая женщина с ужасом узнала о преступлениях своего отца. А ведь он имел репутацию кондового коммуниста, хотя никогда и ничего не рассказывал дочери о свой деятельности в годы гитлеризма. Пользуясь своим положением госслужащего, Руди вольготно жил в доме принадлежавшем до войны семье богатого еврейского бизнесмена и коллекционера Леопольда Зильберштайна, расстрелянного нацистами вместе с семьёй в годы Холокоста. Но стало ясным другое.  Гутер-старший был бы и рад забыть о своих преступлениях, однако его терроризировали как власти ГДР, так и бывшие сослуживцы — эсэсовцы. После долгих поисков Эмма обнаружила в киноархиве хронику военных лет, принадлежавшую загадочно убитому Хельмуту. Там её отца засняли во время расстрелов еврейского населения, этими кадрами его и шантажировали. После всех разоблачений Эмма сочла, что у их отношений с Сэмом нет будущего. Молодой француз убеждал её в обратном. От него зритель услышал слова «Дети преступников такие же жертвы войны, как и невинные люди».К5Однако последовал ещё один сюжетный поворот; появился «покойник» Кац, плетущий Сэму разные басни о своём чудесном спасении в фашистском Берлине. И тут на сцену выступили новые персонажи: комиссар бундесполиции и группа сотрудников  МОССАДа, возглавляемых Норой Винтер (Марта Келлер). Они открыли Бельюми поразительную правду; оказывается под личиной еврея-антиквара скрывался крупный нацистский преступник Карл Генрих. В конце войны он изменил внешность, сделал себе фальшивые документы и даже выколол на руке лагерный номер. Именно Карл был ключевой фигурой в перепродаже награбленных ценности, и покупке на полученные деньги оружия для исламских экстремистов. По звучащим с экрана словам немецкого полицейского только за 7 лет (1982 — 1989) им было продано вооружения на миллиард марок. Сэм согласился помочь израильским агентам задержать лже-Каца, чтобы выявить его связи с антисемитскими и антиизраильскими элементами ряда стран. Последняя четверть действия протекает в рамках остросюжетного боевика.К4Фильм сделан ровно и смотрится неплохо, хотя сюжетные линии не всегда чётко прочерчены. Александр Аркади так объяснил название ленты: «К, может быть расшифровано как  убийца (killer), Кафка, Кувейт, КГБ, и даже Кадиш». Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.