И возвращается ветер (СССР-США, 1991) Сценарист и режиссёр М. Калик

Длительность 127 минут

Ивозвращается1Последний и, без сомнения, лучший игровой фильм репатриировавшегося в Израиль Михаила Калика (р 1927), в котором он наиболее полно выразиил своё творческое «я». Действие начинается с того, как в 1989 году, после 18-летней эмиграции, режиссёр получил, наконец, возможность приехать в СССР и увидеть старых друзей. Для него это стало поводом для возвращения в прошлое. На экране возникли снятые в чёрно-белой гамме игровые эпизоды разных периодов его жизни: детство, эвакуация, заключение в сталинском концлагере, учёба во ВГИКе, семья, создание фильмов.  Драматургическим стержнем действия стали два взаимосвязанных смысловых пласта. Первый — судьба советского еврея не пожелавшего ассимилироваться, а потому подозрительного уже своей «пятой графой» не только для представителей иных этносов многонациональной страны, но и для советской власти. Второй — тернистый путь режиссёра-новатора не укладывавшегося своим мировосприятием в прокрустово ложе «соцреализма» и подвергавшегося за свою самостоятельность зубодробительной критике.

С антисемитизмом семья Калика сталкивалась в различных проявлениях и наблюдательный подросток сохранил в памяти цепляющие душу детали нашедшие отражение на экране много десятилетий спустя. Только два примера. Вот его мать продает какую-то мелочь на рынке военных лет (см фото), а демобилизованный солдатик спросив женщину откуда она вполне дружелюбно интересуется «небось евреечка»? И на её смущенное «да» утешительно добавляет «ничего, и среди вашей нации есть хорошие люди».Ивозвращается3 А вот Михаил с отцом в те же годы оказывается в Алма-Ате на съёмках эпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Пока папа общается с великим Черкасовым, некая неназванная Народная артистка СССР появляется на площадке и отойдя от кишинёвской еврейки Серафимы Бирман исполнявшей одну из основных ролей роняет молодой спутнице: «Дожили! Сара-Фима (!) уже русскую боярыню играет». Та говорит «Но вы же помните какой национальности режиссёр». «Помню, — следует ответ, — слава Богу царь Иван не Соломон Михоэлс». Ивозращается4С оправданной во всех отношениях беспощадностью показаны лагерные сцены, после которых на экране появился цвет. Далее, в эпоху «оттепели» жизнь казалось стала налаживаться, но отношения с режимом у Калика — кинематографиста (Борислав Брондуков) так и не наладились. Глубокое подозрение чиновника, восстановившего против своей воли во ВГИКе реабилитированного студента дополняются далее показом идеологического разноса в ЦК КП Молдавии за восхитительный фильм «Человек идёт за солнцем». Эта лента уже на моей памяти. Хороша помню как она покорила мои сопливые 16 лет своей удивительной лёгкостью, свежестью и поэтичностью. Неудивительно, что живой сердечностью, отсутствием нудной дидактики и навязываемых режиссёрам штампов она просто взывала к разносу со стороны аппаратчиков всех уровней, готовых выслужиться перед системой. Перед Каликом оставался небогатый выбор: или принять существующие правила игры (на это намекал появившийся в кадре наш соплеменник Сергей Юткевич (Олег Ефремов) или покинуть страну. Победа Израиля в Семидневной войне и пробуждение интереса ко всему еврейскому подсказали главному персонажу выход как в прямом, так и в переносном смысле. Контакты с единомышленниками, оставшееся за кадром преодоление препятствий и, наконец, закономерная финальная точка – выезд.Ивозвращается6Фильм привлекает удивительной аурой, создавать которую Калик почти всегда был мастером. Эта атмосфера, особенно понятна для зрителей старшего поколения, помнящего советские времена во всех их проявлениях. Она временами элегична, зачастуюИвозвращается5 беспощадна, но лучше всех изображённых событий, лучше кадров хроники и фрагментов из старых работ режиссёра показывает истинность того разрежённого воздуха в котором мы привыкли жить. И, вместе с тем, это среда обитания где творец вырос, которую впитал и неподражаемо воссоздавал. В ней он чувствовал себя как рыба в воде и оказавшись в Израиле не смог с той же степенью достоверности передать новую для него реальность (его снятую на исторической родине ленту «Трое и одна» — см в каталоге). «И возвращается ветер» очень важная и нужная лента для зрителя интересующегося высокохудожественным воплощением еврейской темы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.