Длительность 110 минут
Эран Риклис продолжает развивать линию намеченную в его наиболее интересных работах «Сирийская невеста» и «Лимонное дерево» — показ возможностей диалога между израильтянами и палестинцами. На этот раз действие развёртывается в 1982 году, во время Первой ливанской войны. Военный лётчик ЦаХаЛа Йони (Стивен Дорф), выходец из США, сбит над Бейрутом и попадает в плен к ООП. Его содержат в лагере беженцев, где периодически избивают; он сидит в камере по типу клетки и вести о событиях в мире до него почти не доходят. На его мучения смотрит арабский подросток Фахед (Абдалла эль Акал), которому поручили охранять врага. Круглый сирота, он живёт с дедом и помогает ему продажей сигарет и жвачки. В школе выделяется своеволием, поэтому его часто выгоняют с уроков. Отец мальчика погиб от рук израильтян, от матери осталась фотография, висящая над кроватью подростка. Фахед ненавидит евреев и жаждет мщения. Но в его душе есть уголок, взращённый отцом и дедом. Те оставили возле дома на территории Палестины откуда им пришлось бежать в 1948-м, оливковую рощу. Их заветным желанием стало вернуться туда и посмотреть что же стало с деревьями, посаженными их предками. И вот у подростка родился необычный план.
Он предложил Йони помочь ему с побегом. В уплату тот должен провести мальчика в Израиль к месту, где был дом его семьи. Как отметил один из критиков: «Подобный дуэт совершенно абсурден на бумаге, но вполне органично выглядит в фильме». Так началось своеобразное военное «род муви» необыкновенной пары. Они передвигаются на чём придётся; пешком, на джипе, на осле. Им приходится скрываться и от палестинских боевиков и от солдат ЦаХаЛа. В ходе путешествия спутникам приходится пересматривать свои взгляды на самих себя, на отношения своих народов. И вот уже Йони спасает своего спутника, начавшего гонять мяч возле минного поля, а тот защищает его перед кордоном арабов. После ряда опасных приключений цель подростка достигнута: «Отец, я здесь» — говорит он у полуразрушенного временем жилища его рода. В финале главные персонажи дружески обнимаются и… расходятся; может быть воевать друг против друга. Фильм оставляет открытым вопрос смогут ли люди разделённые десятилетиями вражды стать друзьями, но показывает, что возможность диалога между ними существует. Она заложена уже в самом названии ленты «Зайтун» И на арабском — «зайт» на иврите – «зейт» — обозначает оливу. Как мы знаем, оливковая ветвь издревле считалось символом мира и диалога. Недаром слоганом кинокартины стали слова: «Дружба не знает границ».Сценарий для ленты написал араб Надир Риск. После премьеры он выступил с резкой критикой работы Риклиса, обвинив и осудив его за преднамеренное искажение сценария. Так, по его словам, резко сокращён и «смягчён» показ «агрессивных действий израильских войск», исключены сцены с изображением жертв ЦаХаЛа. Наряду с этим увеличен показ арабского насилия. Фильм широко представлен в разных странах, где получил разноречивую прессу и неоднозначные отзывы зрителей. Тем не менее, он отмечен на трёх фестивалях. (аннотация составлена после просмотра трейлера и по различным источникам)
Эран Риклис интересный режиссёр. Мне понравился и этот фильм и его другие работы, особенно «Сирийская невеста».
Талантливый фильм напоминающий, что все мы люди и у нас есть общие проблемы и точки духовного соприкосновения
Мне фильм понравился. Люблю творчество этого режиссёра
Один из лучших израильских фильмов, которые я видел.