Эйнштейн. Теория любви (минисериал, Россия, 2013) Режиссёр Е. Николаева

Длительность 180 минут (45 х 4)
ЭйнштейнТ1Псевдоисторичекая лирическая мелодрама, посвящённая роману великого физика с женой знаменитого русского ваятеля Сергея Коненкова Маргаритой (1895 — 1980). Последнее время об этом сюжете появилось достаточно много публикаций, поэтому есть смысл начать аннотацию со сводки более-менее достоверных событий, а уже потом говорить о фильме. Итак чета Коненковых прожила в США больше 20-ти лет, после чего в 1945-м вернулась в СССР. Мастер стал за океаном широко востребован и создал немало выдающихся скульптур. Его супруга, вращавшаяся в достаточно влиятельных кругах, исполняла при нём роль менеджера и обеспечивала мужа заказами. Маргарита и Альберт Эйнштейн в реальности, познакомились в 1935-м, но дальше дружбы тогда дело не пошло. Лишь годом спустя, когда умерла жена учёного Эльза их отношения стали развиваться по восходящей линии и на рубеже 1940-х они уже были любовниками. Романтическая связь, которую её участники тщательно скрывали от Коненкова и всячески маскировали от окружающих продолжалась до конца 1945-го. Пикантность ситуации заключалась в том, что Маргарита была агентом советской разведки и должна была использовать Эйнштейна как источник сверхсекретной информации о разработках атомного оружия.

Через это задание у неё были неприятности с ФБР и, похоже, именно Эйнштейн избавил её от тюремного заключения и громкого судебного процесса в США. Что же из этой истории появилось на экране?ЭйнштейнТ5Фильм предлагает хорошо обкатанный в российском кино и близкий действительности алгоритм развития действия по которому главная героиня оказалась жертвой шантажа организованного ведомством всесильного Берии. Супруге скульптора грозили неисчислимыми бедами, начиная от проблем с возвращением мужа в СССР до смерти от «несчастного случая» грозившего либо ей, либо её друзьям и близким. Под таким давлением она согласилась вступить в игру и обольстить учёного. Однако честная и наивная натура Эйнштейна приняла кокетство искушённой женщины за проявление истинного чувства и он влюбился по настоящему. Вплоть до предложения руки и сердца. Его партнёрша также оказалась не настолько испорченной, чтобы обманывать большого младенца, она растерялась но свыше ей предложили дать согласие на брак. Многое из показанного могло быть, но постоянные отступления от известных реальных фактов в угоду пресловутой «зрелищности» переводят фильм в разряд средних коммерческих мелодрам. Судите сами, по фильму знакомство главных персонажей произошло около 1943-го (об этом можно судить по визиту в кинотеатр на сеанс знаменитой «Касабланки»). Далее, нам предлагают посмотреть на любовный треугольник Эйнштейн — Маргарита и его жена Эльза. Да, да, в нём действует та самая Эльза, которая в действительности скончалась семью годами ранее, ещё в 1936-м. Этот ход понадобился для «ударной» сцены, где умирающая женщина наставляет соперницу как быть женой гения. И уж совсем анекдотично выглядит сюжет о мифической несостояшейся женитьбе Эйнштейна на дальней или мнимой родственнице Ротшильда, некоей Дине (Татьяна Клюкина). Якобы после концлагеря девушка разуверилась в Б-ге, но послушно, чисто по-еврейски, выполнила волю родных или благодетелей, назначивших её невестой учёного. В результате из сериала получилась историческая развлекуха невысокого пошиба. Ну да ничего. «Пипла» «схавает», да ещё и на веру примет.ЭйнштейнТ3Действие развивается достаточно динамично, особенно во второй половине фильма, но это чуть ли не единственная удача минисериала. Несомненным его провалом стало исполнение ролей творцов, в образах которых даже намёком не чувствуется масштаба изображаемых личностей. Эйнштейн — Дмитрий Певцов — мальчик-ЭйнштейнТ2переросток. Капризный, суетливый, излишне эмоциональный и эгоистичный. Если подкоротить его знаменитую причёску, перед нами окажется… Чарли Чаплин, причём также не реалистичный, а именно экранный персонаж великого комика. Лишь ненамного его красит готовность простить любимой женщине всё, даже принадлежность к советской шпионской сети и стремление прийти ей на помощь. Коненков — Александр Балуев — пародия на мужика «от сохи». Здоровенный, тупой алкоголик, истинно православный, не желающий знать ни языка страны, давшей ему приют, ни её культуры. Без жены он абсолютно беспомощен. На этом фоне его любовь к коту Рамзесу выглядит проблеском человечности. Как в нём живёт большой талант — непонятно. На этом фоне Ольга Будина выглядит гораздо более органично, уже потому, что ей не нужно было прыгать выше головы. В её исполнении Маргарита — неглупая, чувственная дамочка, разрывавшаяся между двумя мужчинами к одному из которых привязана родиной, к другому сердцем. Ставшая песчинкой в игре могучих сил, но изо всех сил пытающаяся жить как будто ничего не происходит и оттягивающая неизбежный выбор. А в заключение уже хрестоматийная истина, что не разведки, не великие мира сего, а только любовь спасла Мир. Словом, хоть какое-то назидание в искусственных декорациях.ЭйнштейнТ4Изображение еврейской темы в таком пейзаже столь же «достоверно», как и весь исторический антураж. Оставим в стороне мимолётные образы еврейского окружения Эйнштейна, отметив только важную для сюжета мимолетную фигуру ашкеназа Роберта Оппенгеймера (Константин Стрельников) — его одержимость передать Советам секрет атомной бомбы и тем создать противовес ядерной гегемонии США многое значат для развития действия. Остановимся лишь на небольшом, но существенном для нас диалоге из финала второй серии, где речь зашла о создании еврейского государства. Ротшильд: «Да, Израиль. Мы хотим объединить всех соплеменников под звездой Давида». Эйнштейн: «Ротшильды и так владеют половиной мира». Ротшильд: «Можно владеть всем миром и не иметь дома». Эйнштейн: «Я огорчу вас… Я, знаете-ли редко вспоминаю, что я еврей. Страшно сказать, я иногда об этом совсем не думаю и не помню» Ротшильд: «Неужели вам совсем всё-равно». По фильму учёный перевел разговор на другую тему. Однако такое равнодушие великого физика к еврейству и проблемам государства Израиль настолько не согласуется с многочисленными его высказываниями, что комментировать приведённый диалог, свидетельствующий о поверхностной трактовке образа знаменитого учёного не имеет смысла.
Материал для понимания использования еврейской темы в постсоветском кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.