Длительность 88 минут
Около-биографический, фильм среднего качества о сотрудничестве всемирно известного учёного и крупного английского астрофизика Артура Эддингтона. Первый разработал теорию относительности, второй экспериментально подтвердил её верность своими наблюдениями и фотоснимками солнечного затмения в 1919 году. Стержень основного конфликта базируется на том, что их контакты развивались во время Первой Мировой войны. Германия и Британия в те годы оказались во враждующих лагерях и их, общественность была охвачена националистически окрашенным милитаристским угаром. Поэтому, переписка между учёными этих стран рассматривались даже многими их коллегами как предательство. Отсюда важная пацифистская идея ленты — реальное знание и добытая истина выше политических и иных стереотипов — продолжает быть актуальной. Более того, по фильму высокие цели способны сближать отдельных людей, а, стало быть и народы. К тому же основные персонажи — убеждённые пацифисты, (хотя и по разным мотивам), отвергающие насилие, как средство решения межгосударственных проблем. Всё это вложено в многочисленные диалоги о научных проблемах и об отношении ведущих персонажей к дикой бойне, уничтожающей миллионы, к совершенствованию способов уничтожения людей и т д.
Но, кроме этого в сценарий вложены события из личной жизни главных героев. У Эйнштейна это конфликтные отношения с первой женой Милевой и развитие романтических отношений со второй спутницей жизни, соплеменницей Эльзой (1876 — 1936). У Эддингтона же… Впрочем, обо всём по порядку.Для усиления контраста различия в характерах обоих ученых подчеркнуты, а их образы сильно осовременены. Энди Серкис (Эйнштейн) внешне напоминает свой прототип в молодости, но гораздо живее, активнее и даже эксцентричнее его. Похоже, в первой половине, актёр излишне густо накладывает комедийные краски, хотя в дальнейшем это уже так не раздражает. Есть и откровенно спорные моменты. Очень маловероятно, чтобы не старый, но по статусу почтенный профессор, охваченный любовным пылом устраивал секс с Эльзой где-то в пустой аудитории университета. С Эддингтоном сложнее. Исполняющий его Дэвид Теннант создаёт облик человека не только внешне, но и внутренне застёгнутого на все пуговицы. И это объясняется не только английским происхождением астрофизика, сколько его воспитанием в глубоко религиозной семье квакеров. Их секта, кроме всего прочего, проповедует отказ от насилия и военной службы — именно такая позиция стала одной из причин конфликта учёного с властями, попытавшимися призвать его в армию и отправить на фронт. Наиболее спорной является попытка изобразить Эддингтона геем. По интернет-источникам никакими реальными свидетельствами, кроме стабильного состояния закоренелого холостяка, эта ориентация не подтверждается. Не было в жизни Артура ни пылко любимого Уильяма Марстона, погибшего во Франции, ни иного бой-френда. Такой домысел входящий в противоречие с христианскими взглядами астрофизика является, скорее всего, уступкой пресловутой политкорректности. Возможно и другое объяснение. Этот поворот сюжета является ещё одной акцией агрессивности сексуального меньшинства, уже не первый раз пытающегося пропагандировать извращённые наклонности через недобросовестное прочтение исторического материала — авось «прокатит». Точно такая же история случилась при постановке фильма об известном еврее-философе «Витгенштейн» созданном воинствующим гомосексуалом Дереком Джарменом (см каталог).Что же касается еврейской темы, то она проходит в действии легкой тенью. О национальном происхождении Эйнштейна упоминается всего пару раз. А сцена, где он показан в доме родителей Эльзы показывает нам вполне ассимилированную среду состоятельных буржуа, где какие-либо видимые признаки традиционной культуры отсутствуют.