Вода (Израиль-Палестина, 2012) Альманах

Длительность 120 минут
Вода1Фильм оказался результатом проекта реализованного в рамках Департамента кино и телевидения, а также в Тель-Авивского университета (руководитель Яэль Перлов). В его рамках группа из 8 израильских и палестинских режиссеров сняла полнометражный альманах из нескольких эпизодов. Судя по откликам, стержнем объединяющем все сюжеты, их главным лейтмотивом фильма, стала вода, показанная сквозь призму арабо-израильского конфликта. Та самая ценность, которая в засушливом регионе стала источником не столько объединения, сколько поводом для конфликтов между представителями двух этносов. При этом три новеллы палестинских кинематографистов сделаны в документальном ключе и посвящены проблемам израильской «оккупации» Западного берега, Израильские же режиссеры создали игровые новеллы, сделав главной темой своих эпизодов нравственно-эмоциональные последствия созданной за десятилетия атмосферы взаимного недоверия евреев и арабов. В ходе работы составлялись смешанные творческие группы: палестинцы и израильтяне собирались на совместные встречи, во время которых представляли и обсуждали идеи друг друга, консультировались с экспертами с обеих сторон. Тем самым, по замыслу инициаторов, создавались пространство для диалога и атмосфера сотрудничества.

В большинстве источников говориться о 7 новеллах. Вот их характеристика.
1. «Тихий омут» (Сценаристы и режиссёры Нир Саар и Майя Царфати). Новелла, по мнению критики, оказалась удачей и достаточно широко комментируется в интернете. В основе сюжета — личные впечатления основных авторов эпизода. «Весной два года назад мы отправились в поход к Бейт-Шемешу», — вспоминает Царфати,  — «и обнаружили там в уединённом месте группу палестинцев, как мы поняли, нелегальных мигрантов. Сначала два, а затем еще три, потом четыре. В конце концов, мы оказались в окружении около 30 мужчин в возрасте от 15-60, общавшихся между собой на арабском. Мы могли говорить только с одним из них, который понимал иврит. (…) Мы считали себя либералами, не расистами, без предубеждений. Тем не менее, мы были напуганы и очень обеспокоены. Потихоньку начали обсуждать, остаться или покинуть это место. В конце концов, решили остаться. Эта встреча стала для нас символом всех встреч с «другими» — с теми, о чьём существование мы знаем, но никогда не встречаемся». Именно эту эмоциональную напряжённость и решили выразить режиссёры. С экрана почти не звучат диалоги. Страх пары израильтян передаётся через жестикуляцию, обмен взглядами, короткими репликами. На протяжении всей встречи почти ничего не происходит, но авторам удалось создать мучительное напряжение хорошо известное всем израильтянам. «Было нечто очень характерное для Израиля в таком столкновении», — говорил в одном интервью Нир Саар. «В одну секунду вы переходите от состояния спокойной, романтической встречи в режим выживания. Ведь выбор остаться мог стать для нас смертельной ошибкой. Ситуацию изменила… вода. Стоял жаркий день, а палестинцы оказались в середине долгого пути из Вифлеема в Бейт-Шемеш. После нескольких часов ходьбы, когда они наконец добрались до места где можно было напиться, их поведение также изменилось. Они, как и израильтяне оказались в режиме выживания и это помогло тем и другим лучше понять друг друга.
2. «Продавец воды» (режиссёр Мохаммад Фуад). Простая история в центре которой простой водонос Абу Фирас. Много лет ему приходится занималься своим делом. Однако, доставляя много лет воду в различные кварталы Вифлеема, он сталкивается со все нарастающей нехваткой драгоценной влаги в районах Западного берега реки Иордан.
3. «Раз и Раджа» (режиссёр Иона Розенкир). Сюжет о непростых отношениях между израильским солдатом и охраняемым им палестинским заключённым, арестованным за нарушение комендантского часа. Вдвоём, при помощи осла, они пытаются вытащить застрявший в грязи грузовик принадлежащий ЦаХаЛу. Это у них никак не получается, ибо араб не хочет выполнять ненавистную работу, а израильтянин не может сделать это без помощи. Больше всех страдает осёл. Какое отношение к этой пьесе имеет вода — непонятно.
4. «Глазные капли» (режиссёр Мохамад Бакри). Сценарий создан на основе реальной истории. Пожилой араб и его двое сыновей узнают, что у их соседа, еврея закончились глазные капли без которых его зрение стремительно ухудшается. Они начинают помогать ему, приносят лекарство и в ходе своей благотворительности лучше узнают старика. Им становится известно, что в юности он был жертвой Холокоста и находился в лагере смерти, где пережил тяжёлые испытания. Лучше поняв люди разных национальностей начинают с большим уважением относиться друг к другу.
5. «Бассейн Карима» (Режиссёр Ахмад Баргути). Одна из нашумевших новелл. После 30 лет пребывания в Америке, Карим Хамид вернулся вместе с женой к своим корням, в деревню Абуд, на Западном берегу реки Иордан. На небольшой, сочной зеленой поляне в центре лимонной рощи он соорудил бассейн, заполняемый водой из родника обнаруженного ещё его дедом. Для местных жителей — палестинцев это место стало зоной отдыха. Уплатив символический взнос 10 шекелей, каждый посетитель получал возможность купаться и расслабляться, забывая о ежедневной суете. Но такое благоденствие невозможно в условиях «израильской оккупации» и автору нужно было обязательно показать «разнузданность» захватчиков. На помощь пришли левые координаторы проекта Майя де Врис и Коби Мизрахи. Они нашли в интернете сайты поселенцев и разместили там некие сведения о расположении и деятельности бассейна. Тем самым, евреев явно подбили на выходку в отношении «нарушителей», а Баргути и его команда подготовили к появлению «варваров» скрытые камеры. И вот однажды порядка 70-ти поселенцев, частью в кипах, частью вооружённых, явились к бассейну. Они, якобы, отказались платить взнос, заявив, что это де «слишком дорого», внаглую полезли купаться и вызывающе, вели себя, презирая находившихся здесь же арабов. Сопровождающие поселенцев солдаты ЦаХаЛа, не видя открытой конфликтной ситуации, не вмешивались. Похоже, попытка заснять расправу извергов евреев над безоружными несчастными палестинцами провалилась. Но даже в окончательном, сделанном после умелого монтажа видеоматериала, варианте, без расшифровки произносимых реплик, сцена является красноречивым свидетельством интиизраильской пропаганды. Неудивительно, ведь кто-кто, а Баргути знает в ней толк. Выходец из семьи исламских экстремистов (его брат Маруан отбывает пять пожизненных сроков тюремного заключения за организацию терактов), он работает продюсером и редактором Палестинского телевидения и преподаёт режиссуру в колледже в Рамалле. О его предвзятом, тенденциозном подходе свидетельствуют размещённые в интернете высказывания типа: «Как палестинец заявляю: вода является одним из благ, которых нам постоянно не хватает. Отчасти это происходит из-за оккупации и израильского контроля над нашими водными источниками, что вызывает частые перебои в подаче воды в наших городах и селах». Такова политическая направленность Баргути, выразившего надежду, что следующий подобный альманах будет об интифаде.
6. «Капли» (режиссёр Пини Тавгер). Этюд о солдате ЦаХаЛа, который принимая душ на базе, погружается в воспоминания о мирной жизни. Они переносят его в живописные уголки, к водопаду в котором он омывает руки.
7. «Сейчас и навсегда» (режиссёр Таль Харинг). Юную еврейку из религиозной семьи ждут родители, чтобы взять ее на встречу с женихом которого она не видела и знать не желает. Она сбегает из дома и находит приют у молодой христианки. В это время туда для ремонта приходит водопроводчик-араб и оказывается втянутым в эту коллизию. Трое совершенно разных людей оказываются в состоянии понять друг друга и между ними возникают дружеские отношения.
Альманах показывался на нескольких международных фестивалях, как свидетельство возможности культурного сотрудничества между израильтянами и палестинцами. Как было заявлено: «Мы не можем разрешить конфликт, но надеемся создать условия для диалога». (составлено по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.