Длительность 82 минуты
Встречается и под оригинальным названием «Секрет». Камерная драма в которой впервые за много лет на экране появилась очень болезненная для поляков проблема их непосредственного участия в организованном гитлеровцами Холокосте, то есть в истреблении евреев. Снятая режиссёром-авангардистом, лента полна недомолвок, иносказаний и уже потому не предназначена для широкого зрителя. На экране всего три действующих лица. Молодой человек Ксаверий (Томаш Тындик), варшавский гей и танцовщик на различных сценических площадках. Его артистический агент Каролина (Агнешка Подсядлик) — еврейка со сложным отношением к своему народу. Последний — Ян (Марек Кепински) — дед главного героя, живущий в деревне и ведущий затворнический образ жизни. Каролина считает, что именно старик в годы войны убил двух евреев — отца и сына, захватил их дом, где благоденствует многие десятилетия. Похоже, женщина стала инициатором поездки в глубинку, хотя совершенно непонятно зачем это ей надо, ибо она долгие годы открещивалась от своего еврейства (даже идиш начала учить после того, как «почувствовала себя совершенно мёртвой»). Итак, на экране большую часть времени показывается обычная европейская провинция лишённая каких-либо ярких национальных примет.
Здесь-то и проживает кряжистый пожилой мужчина, вросший в свою землю настолько, что даже не желает съездить к врачу, живущему в большом городе. Для окружающих селян он доброжелательный сосед, коего можно пригласить почётным гостем на семейное торжество. Его постоянный распорядок дня — работа в поле, прогулка в лесу, рыбалка, обеды на веранде. Любит единственного внука и нежно растирает ему спину натруженную долгими репетициями. Но зачем он жжет, по вечерам в печи неизвестные документы? Почему уходит от воспоминаний о военных годах? Именно поэтому с подозрением глядит на него полная мрачной решимости приезжая горожанка. Её неумолимое наступление на ветхий дом и его немолодого обитателя преследует только одну цель — открыть правду. Ради неё — необходимой и проклятой — Каролина и Ян сталкиваются, ругаются, даже дерутся и каждый из них ищет в Ксаверии союзника, навязывая ему свои представления о мире, добре и справедливости. В поисках доказательств преступления юноша вместе с Каролиной перекапывают сад, однако не находит ничего, что свидетельствовало бы о злодеянии. Стихи на идиш из записной книжки предполагаемой жертвы трагичны, но также ничего не доказывают. В финале главный персонаж снова оказывается на сцене один, в позолоченном костюме и неестественной изломанной позе. Он пытается обратиться к зрительному залу, но не может ничего сказать. Что Ксаверий хотел произнести; своё потрясение от результата поездки или нечто иное зритель так и не узнал. Кинокартина обрывается раньше, чем ему удаётся справиться со своим неровным дыханием. Как отметил один из рецензентов, «режиссер умышленно оставляет без разрешения вопрос о вероятном убийстве. Тем самым дилемма из юридического пространства переходит в этическое – полем битвы за истину оказывается сознание главного героя, очевидно, не готовое к подобному испытанию».По киновоплощению рассказанный сюжет очень непрост. Его темп намеренно нетороплив, диалоги содержат одни намёки. Показ основного конфликта между Каролиной и Яном периодически прерывается фрагментами различных выступлений Ксаверия. В них его внешний облик в чрезвычайно блестящих костюмах, подчёркнуто вычурные позы выглядят вопиющим противоречием с органичной простотой сельской жизни. Это не помешало зрителям оценить критический посыл режиссёра. Как отметил один из критиков «при всей неторопливости и намеренной размытости киноязыка Войчешека, итоговая режиссерская формулировка своей категоричностью напоминает диагноз. Одиночество Ксаверия под слепящим светом софитов выглядит отказом от выбора, капитуляцией перед исторической памятью, которая, как утверждает Пшемыслав Войчешек, не передается ни по наследству, ни половым путем». Фильм был показан на Берлинском кинофестивале, но в дальнейшем оттеснён в прокате на второй план более эмоциональным «Жнивьем» В Пасиковского (см каталог). После этих двух лент одна за другой стали появляться ленты на ту же тему (см в каталоге «Ида», «Демон»). В интернете удалось обнаружить трейлер и пару небольших фрагментов из «Тайны» не дающие представления об особенностях этой работы Войчешека. Для более четкого представления читателя об особенностях его почерка приводим ниже краткую аннотацию о его творчестве.Пшемыслав Войчешек – вроцлавский режиссёр, радикальный кинематографист, который испытывает на прочность все популярные представления о современном польском кино, принципиально не перебирается в Варшаву, поэтизирует провинцию и воспевает маргиналов и фриков. Войчешек разрушает конформистские рамки европейского «артхауса», поднимая неудобные и табуированные в политкорректном обществе темы, такие как участие поляков в геноциде против евреев в годы Второй Мировой войны и др. Не всегда получая возможность экранизировать все свои сценарии, Войчешек реализовывал их в театре или снимал с минимальным бюджетом (а иногда и вовсе без него). Несмотря на это, Войчешек как режиссер и сценарист – лицо современной молодой Польши, по которому страну узнают на международных фестивалях. (составлено по различным источникам)