Длительность 9 минут
В английском варианте полное название звучит как «Еврейская мелодия Ахрона», отсылая нас к одному из наиболее популярных произведений скрипичного репертуара. (Справку о его авторе см в конце аннотации). Интерес к этой ленте в последнее время подогревается местом и временем её производства. Фильм несложен по сюжету, снят на стыке документального и художественного кино; без диалогов — только музыка и шумовой фон. Немецкий еврей, скрипач (Андреас Вейсгербер) приехал в Иерусалим специально для того, чтобы на окраине Вечного города, в долине реки Кедрон сыграть у гробницы Авшалома «Еврейскую мелодию» своего соплеменника. Он прошёл через Яффские ворота и двигался к цели узкими улочками, а настырный арабский мальчишка, надеявшийся выклянчить у приезжего несколько монеток неотвязно следовал за ним. Вот и цель путешествия. Открывается футляр, достаётся инструмент, звучит мелодия… Съёмки производившиеся в Палестине зимой 1934 — 35 года придали несложному действию характер подлинности.
Фильм был создан в рамках Еврейской культурной ассоциации «Идишер Культурбунд», существовавшей в Германии с 1933 по 1941 г. — единственной организации в рамках которой евреям разрешали продолжать творческую деятельность. Ныне лента широко доступна в интернете. Композитор и автор прелюдии Арно Надель, позже погиб в концлагере. Режиссёр Хельмар Лерски с 1931 года был тесно связан с Палестиной и впоследствии сыграл заметную роль в развитии израильского кинематографа.
Польский еврей Иосиф Ахрон (1886 — 1943) окончил Петербургскую консерваторию у знаменитого Леопольда Ауэра. Позднее брал уроки композиции у А. К. Лядова. Концертировал, занимался педагогической деятельностью, сочинял. С 1922 года в эмиграции сначала в Германии, затем в США. В 1924-м посетил Палестину. Свою популярную «Еврейскую мелодию» для скрипки (ор. 33) написал в 1911 году. Впоследствии его знаменитый коллега и соплеменник Яша Хейфец сделал более виртуозную редакцию этого произведения.