Длительность 157 минут
Экранизация самого известного пацифистского романа Мариан Фредрикссон (1927 — 2007), пока отсутствующего в русском переводе. В нём убедительно раскрыта тема Холокоста, причём сделано это через показ испытаний отдельных представителей еврейского народа, попавших различными путями в нейтральную Швецию. Действие развёртывается в Гетеборге и его окрестностях, развивается в нескольких направлениях и охватывает период с конца 1930-х по начало 1950-х. Завязкой истории стала встреча сына шведского плотника Симона Ларсона со сверстником евреем — Исааком Лентов и их последующая дружба. Зритель быстро узнал, что Реувен Лентов (Ян Йозеф Лиферс) с большим трудом вывез свою «расово неполноценную» семью из гитлеровского рейха. Однако, пока он открывал бизнес в сопредельной стране, его семья даже на нейтральной территории подверглась преследованиям и унижениям со стороны правых националистов. Это стало причиной тяжёлой душевной травмы для его близких. Сначала Ольга заболела острым душевным расстройством и на долгое время попала в психиатрическую лечебницу, затем и сын оказался в состоянии постоянного ступора.
Родители Симона предложили поселить ребёнка у них. Под руководством грубоватого и напористого Эрика Исаак освоил профессию плотника, всерьёз увлёкся проектированием и строительством кораблей. Папа мальчика согласился финансировать проект; так появилась верфь «Ларсон и Лентов» Для Исаака избранная работа стала путём возвращения к нормальной жизни. Впоследствии он сыграл свадьбу под хупой и в финале мы видим уже его дочь Малин. Эта часть фильма сделана реалистически с простотой характерной для достойных образцов шведского кино.
В отличие от неё вторая линия, хотя и логична, но кое-где заставляет вспомнить расхожие штампы бульварных романов. Симон, как выясняется не родной, а приёмный сын Ларсонов. Его настоящая мать — сестра жены Эрика — Карин — Инга. В начале 1930-х бедная деревенская девушка полюбила учителя музыки из соседней сельской школы, хорошего скрипача и, как выяснилось, немецкого еврея. Их бурный роман оборвался неожиданно, когда мужчина исчез — позднее стало известно, что он оставил свою «лесную фею» и вернулся в Германию. Инга родила сына, но, чтобы спасти репутацию девушки в глазах окружающих, Карин и Эрик забрали ребёнка себе. Они добросовестно воспитывали его, но скрывали от него его происхождение. Единственное письмо от отца мальчика на немецком, которое с трудом сохранила Инга так и осталось непрочитанным — его побоялись показать кому-то, кто знал иностранный язык. Страх простых крестьян подогревался не только боязнью общественного осуждения, но и сложным положением Швеции, до 1943 года ожидавшей вторжения гитлеровцев. Лишь в конце 1940-х правда всплыла наружу и Симон, вместе с Реувеном Лентовым отправился в Берлин. Там он встретил своего дядю симфонического дирижёра Эрнста Хабермана и узнал о судьбе отца, умершего вскоре после войны. Как реликвию и память сын получил в подарок принадлежавшую папе скрипку.Пожалуй самой характерной иллюстрацией изуверской сущности нацизма оказалась проходящая вторым планом история Изы фон Шенц (Катарина Шюттлер) — дочери Ребекки — сестры Ольги жены Реувена Лентова. В годы юности будущий книготорговец любил эту девушку, но она предпочла ему немецкого дворянина, надеясь укрыться от антисемитизма за его национальностью и титулом. Напрасные надежды. Гестапо арестовали мать с дочерью и отправили их в Освенцим. Там Ребекку немедленно умертвили газом, а Иза выжила. Казалось бы, всё страшное осталось позади, но после перенесённых страданий её душа оказалась буквально отравлена насилием. Это проявилось во время романа с Симоном. Во время секса девушка категорически требовала, чтобы партнёр её бил. Юноша отказался это делать и они расстались. Как видно из дальнейших реплик, Иза переехала в Стокгольм, где, пользуясь поддержкой Реувена «сорила деньгами», но, скорее всего, после концлагеря так и не сумела вернуться к нормальной жизни.Приведённые сюжетные линии и эпизоды не показывают многообразия психологических оттенков взаимоотношений персонажей ленты, как и не исчерпывают содержания пронизывающей фильм еврейской темы. Поэтому ленту целесообразней смотреть целиком. Работа качественная, добротно отрежиссированная и сыгранная. Исполнители главных ролей меняются в соответствии с возрастом своих персонажей. В Швеции «Симон и дубы» стали событием и были номинированы на 13 национальных кинопремий, а также отмечены на нескольких международных фестивалях.